Свободная торговля и протекционизм

 

Современное мировое хозяйство характеризуется следующими основными чертами:

1) единый хозяйственный механизм, в которых существенную роль играют ТНК;

2) международное перемещение факторов производства (капитала, технологий, трудовых и информационных ресурсов);

3) появление экономических зон, оффшоров, экономических союзов и т.д.;

4) распад мировой социалистической системы и появление практически однополярного экономического мира;

5) усиление открытости национальных экономик;

6) создание и осуществление как государственной, так и международной системы поддержки торговли товарами и услугами и перемещения факторов производства между странами.

В современной мировой торговле широко используется международное разделение труда, специализация различных стран на производстве отдельных видов товаров в соответствии с уровнем технико-экономического развития каждой страны и ее природно-географическими условиями.

Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара, от производительности труда в странах, участвующих в международном обороте данного товара в целом.

При импорте (ввозе) товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически невыгодно, то есть на покупку изделий затрачивается меньше средств, чем понадобилось бы на производство данной продукции внутри страны. Для определения эффективности внешней торговли подсчитывается тот экономический выигрыш, который получает данная страна в результате удовлетворения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в стране.

Существует ряд показателей, характеризующих степень включенности страны во внешнеэкономические связи. Например, экспортная квота показывает отношение стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта. Объем экспорта на душу населения данной страны характеризует степень «открытости» экономики. Экспортный потенциал (экспортные возможности) — это та доля продукции, которую может продать данная страна на мировом рынке без ущерба собственной экономики (за вычетом внутренних потребностей).

Динамика и структура мировой торговли зависят от размещения основных факторов производства между разными странами, от структуры мирового производства. Так, если в XIX в. в торговле преобладали сырье, продовольствие и продукция легкой промышленности, то в современных условиях существенно возросла доля промышленных товаров, особенно машин и оборудования. В настоящее время в сферу международного обмена включаются достижения научно-технической мысли (торговля лицензиями и ноу-хау), проектные работы, лизинг (долгосрочная аренда оборудования), инжиниринг (субподрядные контракты на оказание инженерно-строительных работ) и др.

Международная передача технологии может осуществляться в следующих основных формах:

- лицензионное соглашение,

-патентное соглашение,

-ноу-хау,

-инжиниринг.

Международная торговая сделка, по которой собственник изобретения или технических знаний предоставляет другой стороне разрешение на использование в определенных пределах своих прав на технологию, – это лицензионное соглашение.

Международная передача технологии обеспечивается правовой защитой. За исключением международной торговли сырьевыми и продовольственными товарами, которая в значительной степени отражает международное разделение такого фактора производства, как земля, включающего обеспеченность природными ресурсами, погодно-климатические различия, остальная часть международного экономического обмена представляет собой сферу международной передачи технологии. В большинстве стран новая технология защищается одним или несколькими правовыми инструментами:

-патентами,

- лицензиями,

- копирайтом,

- товарным знаком.

Патент (patent) — свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения. Патент дает владельцу право собственности на изобретение, которое обычно подкрепляется регистрацией товарного знака и промышленного образца. Практически все товары, выпускаемые на рынок, являются запатентованными. Срок действия патента обычно ограничивается 15-20 годами, и он действует только на территории той страны, где он выдан. Далеко не каждое изобретение может быть защищено патентом. Патентоспособность изобретения означает, что оно предлагает техническое решение задачи через создание новых машин или технологических процессов, обладает новизной, превышает уровень обычного инженерного решения технической задачи и может быть применено практически. Для поддержания патента в силе законодательно требуется периодическая уплата весьма высоких патентных пошлин. Поэтому владелец патента зачастую предпочитает переуступить права на его использование той стороне, которая сможет коммерчески использовать изобретение.

Лицензия (license) — разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенной или не защищенной патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии в течение определенного времени и за определенную плату.

Копирайт (право воспроизведения) (copyright) — эксклюзивное право автора литературного, аудио- или видеопроизведения на показ и воспроизведение своей работы.

Товарная марка (trademark) — символ определенной организации, который используется для индивидуализации производителя товара и который не может быть использован другими организациями без официального разрешения владельца. Это обычно рисунок, графическое изображение, сочетание букв, имя основателя или владельца корпорации. В своей стране товарный знак может использоваться, если его принадлежность никем не оспорена в течение установленного законодательством срока. В случае экспорта товара товарная марка обычно регистрируется в странах экспорта.

Международная передача технологии может осуществляться в следующих основных формах:

1) Патентные соглашения (patent agreement) — международная торговая сделка, по которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента. Обычно мелкие узкоспециализированные фирмы, которые не в состоянии сами внедрить изобретение в производство, продают патенты крупным корпорациям.

2) Лицензионные соглашения (li censing agreement) — международная торговая сделка, по которой собственник изобретения или технических знаний предоставляет другой стороне разрешение на использование в определенных пределах своих прав на технологию.

3) «Ноу-хау» («know how») — предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. Предметом купли-продажи в данном случае обычно являются незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность.

4) Инжинирин (engineering) — предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования. Они включают широкий комплекс мероприятий по подготовке технико-экономического обоснования проектов, осуществлению консультаций, надзора, проектирования, испытаний, гарантийного и постгарантийного обслуживания.

Кроме того, на коммерческих условиях технология передается между странами в рамках соглашений о промышленном сотрудничестве, о научно-технической и производственной кооперации, об инвестиционном сотрудничестве и во многих других организационно-правовых формах. К числу мероприятий по международной передаче технологии на некоммерческой основе относятся выставки, научные конференции, симпозиумы, обмен публикациями и т.д.

Лицензии продаются на основе лицензионного соглашения, которое устанавливает вид лицензии (патентная, беспатентная), характер и объем прав на использование технологии (простая, исключительная, полная), производственную сферу и территориальные границы использования предмета лицензии.

  • Патентная лицензия — документ, подтверждающий передачу права использования патента без соответствующего «ноу-хау».
  • Беспатентная лицензия — документ, подтверждающий право использовать «ноу-хау» без патентов на изобретение.
  • Неисключительная лицензия — лицензия, оставляющая лицензиару право предоставлять лицензии на данную технологию и другим лицензиатам на данной территории.
  • Исключительная лицензия — лицензия, предусматривающая монопольное право лицензиата использовать технологию, и отказ лицензиара от самостоятельного использования запатентованной технологии и «ноу-хау» и их продажи на определенной территории.
  • Полная лицензия — лицензия, предоставляющая лицензиату исключительное право на использование па тента или «ноу-хау» в течение срока действия соглашения, и предусматрива ющая отказ лицензиара от самостоятельного использования предмета ли цензии в течение этого срока.

Лицензионное соглашение обычно предусматривает право свободного экспорта лицензионной продукции либо частичное или полное его запрещение. В него также включается условие, в соответствии с которым лицензиар обязан предоставлять лицензиату информацию об усовершенствованиях, которые претерпела лицензионная технология в течение действия соглашения.

Лицензионные платежи (license fees) — вознаграждение лицензиару, выплачиваемое лицензиатом за использование предмета соглашения.

Практикуется несколько основных видов лицензионных платежей:

1) Роялти (royalty) — периодические отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения, зависящие от размера прибыли, получаемой от коммерческого использования лицензии. Роялти могут устанавливаться в виде определенных фиксированных ставок в процентах и выплачиваться лицензиатом через согласованные промежутки времени — ежегодно, ежеквартально, ежемесячно, к определенной дате. Они могут исчисляться исходя из объема прибыли, суммы продаж, отпускной цены и обычно составляют 3-5%. Более высокие ставки роялти обычно устанавливаются на первый год действия соглашения и при поставках производимых товаров на экспорт.

2) Паушальный платеж — зафиксированный в соглашении единовременный платеж, не связанный во времени с фактическим использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок. Этот тип платежа обычно используется при поставках комплектов оборудования, когда стоимость технологии включается в стоимость оборудования, когда лицензиат хочет избежать контроля лицензиара за последующим использованием технологии, когда существуют опасения относительно возможности перевода периодических платежей за границу.

3) Участие в прибыли — отчисление в пользу лицензиара части прибыли, полученной лицензиатом от коммерческого использования предмета лицензии. Обычно участие лицензиара в прибыли лицензиата фиксируется на уровне до 30% при предоставлении исключительной и 10% при предоставлении неисключительной лицензии.

4) Участие в собственности — передача лицензиатом лицензиару части акций своих предприятий в качестве платежа за предоставленную лицензию. Этот вид оплаты практикуется ТНК, стремящимися установить контроль над собственностью за теми иностранными предприятиями, которые используют их технологию.

Лидером в экспорте лицензий являются развитые страны — члены ОЭСР — США, Япония, Германия, Италия. Они же, а также некоторые быстро развивающиеся страны Юго-Восточной Азии являются главными импортерами лицензий. В странах ОЭСР:

  • высокотехнологически емкой считается торговля аэрокосмическим оборудованием (22,7% затрат на исследования и разработки в общем объеме производства), оффисным оборудованием и компьютерами (17,5%), электроникой и ее компонентами (10,4%), лекарствами (8,7%), приборами (4,8%), электрооборудованием (4,4%);

– среднетехнологически емкой считается торговля автомобилями (2,7%), химикатами (2,3%), прочими промышленными товарами (1,8%), неэлектрическим оборудованием (1,6%), резиной и пластмассами (1,2%), цветными металлами (1,0%);

– низкотехнологически емкой считается торговля кирпичом, глиной, стеклом (0,9%), продуктами питания, напитками и табаком (0,8%), судами (0,6%), нефтью (0,6%), черными металлами (0,6%), изделиями из металла (0,4%), бумагой и обоями (0,3%), деревом и мебелью (0,3%), текстилем, одеждой и обувью (0,2%).

При этом средняя ТЕТ для высокотехнологичных товаров составляет 11,4%, средне-технологичных — 1,7 и низкотехнологичных — 0,5%.

Миграция капитала является одной из форм международных экономических отношений. К основным причинам экспорта капитала относят: перемещение капитала к источникам сырья; более дешевую рабочую силу; освоение новых месторождений полезных ископаемых; освоение новых рынков сбыта готовой продукции.

Импорт рабочей силы имеет такие положительные последствия для экономики страны, как возможность использования трудового потенциала квалифицированных иностранных работников без дополнительных затрат на их подготовку; при импорте неквалифицированной рабочей силы у местного населения появляется возможность заниматься более интеллектуальным трудом; происходит омоложение занятого населения.

Международная торговля является одной их форм международных экономических отношений; она обеспечивает условия для получения дополнительного дохода за счет разницы между внутренними и мировыми издержками производства; преодоления ограниченности отечественных ресурсов; увеличения емкости внутреннего рынка; диверсификации производства за счет привлечения иностранных инвестиций

Заметно меняется географическая структура мировой торговли, которая отражает существенные изменения не только в положении отдельных стран в системе международных экономических отношений, но и в мировом хозяйстве в целом. Так, в мировой торговле все большую роль играют «новые индустриальные страны» (Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань), в экспорте которых промышленные товары имеют значительное место, удельный вес этих стран в мировом экспорте вырос более чем в два раза.

Исторически существуют различные формы государственной защиты национальных интересов в борьбе на мировых рынках. В XV-XVIII вв. государство всячески стимулировало экспорт и сдерживало импорт товаров, то есть придерживалось жесткого протекционизма ( защиты) собственной промышленности путем введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на торговлю определенными видами товаров.

Но протекционизм неизбежно ведет к сокращению внешней торговли, к самоизоляции. Поэтому в период промышленного переворота страны неизбежно переходят к политике свободной торговли (фритредерства). Либерализация внешней торговли является более выгодной как для каждой из стран, так и для всего мирового сообщества, служит источником роста благосостояния государства.

Но неустойчивость в мировой торговле, мировые экономические кризисы заставляют страны в XX в. вновь возрождать политику торгового протекционизма, что означает отход от либерализации на мировом рынке и приводит к нарушению сложившихся торговых отношений.

Классическими видами торгового протекционизма являются импортные пошлины, или таможенные тарифы. Введение таможенных тарифов влияет, прежде всего, на потребителей импортируемых товаров, которые вынуждены либо платить большую сумму денег на их приобретение, либо покупать их в меньшем количестве. Практика показывает, что после введения таможенных тарифов растут цены не только на импортные, но и на аналогичные отечественные товары. С другой стороны, отечественные производители первоначально выигрывают от ввода тарифов, так как покупатели вынуждены обратиться к их товарам.

Протекционизм следует рассматривать как сложное явление современных международных экономических отношений. Так, если тарифы незначительно ограничивают импорт, то они приносят доход государству, который можно направить на социальные программы, снижение налогов и т.д. Политика протекционизма во многих странах направлена на поддержку новых отраслей, создание дополнительных рабочих мест, защиту национальной безопасности и национального престижа.

В зависимости от метода исчисления различают адвалорные, специфические и комбинированные таможенные пошлины.

Адвалорные (лат. ad valorem – сообразно цене, по стоимости) представляют собой вид таможенных пошлин, взимающихся в процентном отношении к таможенной стоимости облагаемых товаров.

Специфические начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров.

Комбинированная пошлина сочетает первые два вида пошлин – адвалорные и специфические.

Однако следует отметить, что протекционизм в целом приводит к замедлению научно-технического прогресса, так как у производителей снижаются побудительные мотивы поиска новых технологий, ведущих к снижению издержек производства.

Если прежде протекционизм опирался в основном на тарифно-таможенную систему, то после Второй Мировой войны значительно увеличилось значение нетарифных барьеров, количество которых постоянно растет и насчитывает в настоящее время около 50 различных видов. К числу нетарифных барьеров можно отнести государственную монополию внешней торговли, обеспечение государственного потребления только товарами отечественного производства, сложный валютный контроль за ввозом товаров, санитарные стандарты на продовольственные товары и т. п.

Наибольшее распространение в последние годы получил такой вид нетарифного ограничения как импортные квоты, т. е. количественное ограничение объема иностранной продукции, ежегодно разрешаемое государством для ввоза в данную страну. Если размер импортной квоты меньше, чем спрос на внутреннем рынке, то она не только уменьшает объем импорта, но и приводит к превышению внутренних цен над мировыми, по которым обладатели лицензий закупают товары за границей. В этом смысле лицензирование импорта аналогично тарифным ограничениям.

В отношении экспорта чаще используется политика субсидирования экспорта, которая идет вразрез с международными соглашениями. Одно из положений ГАТТ рассматривает экспортное субсидирование как «нечестную конкуренцию». Но существует множество путей государственного субсидирования в обход требований ГАТТ, например, предоставление низкопроцентных займов экспортерам или их иностранным клиентам, организация рекламы и др.

Среди различных направлений государственного протекционизма заметное место занимает демпинг, то есть ценовая дискриминация на мировом рынке, при которой экспортирующая фирма продает свой продукт на каком-либо зарубежном рынке дешевле, чем на отечественном.

Для регулирования отношений между странами в области внешней торговли созданы международные организации: ВТО, ЮНКТАД, ЕАСТ и др. ВТО — это крупная международная организация, в рамках которой проходят переговоры, консультации, контакты стран-членов по обсуждению всех проблем внешней торговли. ЕАСТ — европейская ассоциация свободной торговли, существует с 1960 г. В нее входят шесть западноевропейских стран с целью создания условий свободной взаимной торговли. ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию, в нее входят почти 170 стран, а также ряд международных организаций.

Валютная система


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: