Платежные балансы стран мира постоянно находятся в неравновесии, т.е. сальдо по текущим операциям и сальдо итогового баланса обычно не равны нулю и поэтому балансируются движением капиталов, государственными балансирующими операциями и изменениями в резервах.
Неравновесие платежного баланса страны, будучи прежде всего регулятором внутриэкономических процессов, вызывает ряд последствий для ее экономики.
Стабильно положительное сальдо баланса по текущим операциям укрепляет позиции национальной валюты и одновременно позволяет иметь прочную финансовую базу для вывоза капитала из страны, в отличие от стабильно отрицательного, ослабляющего позиции национальной валюты и подталкивающего страну ко все большему привлечению иностранного капитала. Если подобный приток капитала осуществляется не через долгосрочные предпринимательские инвестиции (т.е. прямые и портфельные), а через долгосрочные государственные и частные банковские займы и, особенно, посредством чрезвычайного финансирования и роста внешних обязательств, то это ведет к быстрому увеличению внешнего долга страны и выплат по нему.
Сильные колебания сальдо баланса по текущим операциям (в ту и в другую сторону) вызывают неблагоприятные для страны последствия. Так, резкое увеличение положительного сальдо создает базу для быстрого роста денежной массы и тем самым стимулирует инфляцию, а резкое увеличение отрицательного сальдо вызывает «обвальное» падение обменного курса, что вносит хаос во внешнеэкономические операции страны.
Существует несколько основных методов государственного воздействия на состояние платежного баланса.
Первый метод — это прямой контроль, включая регламентацию импорта (через количественные ограничения, например), таможенные и другие сборы, запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежным трансфертам частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала.
Второй метод государственного воздействия — дефляция (т.е. борьба с инфляцией), которая нацелена на решение внутриэкономических задач, но в качестве побочного эффекта улучшает и состояние платежного баланса. Считается, что традиционные для дефляционной политики последствия — снижение объема производства, инвестиций и доходов — ведут к сокращению импорта и росту резервных мощностей для наращивания экспорта. Обычное для дефляции повышение учетной ставки влечет в страну краткосрочный капитал.
Однако есть и другая точка зрения: дефляция уменьшает экспорт и увеличивает импорт. При дефляции повышается обменный курс национальной валюты, что увеличивает возможности импортеров. Для экспортеров же высокий курс их национальной валюты означает, что при обмене экспортной выручки они получают меньше национальной валюты, а это отнюдь не стимулирует их налаживать экспорт.
Третий рычаг воздействия государства на платежный баланс — изменения обменного курса. И при твердом, и при плавающем курсе они проходят под сильным контролем и влиянием государства. Так, даже в условиях плавающего курса государство (обычно в лице центрального банка страны) как правило стремится удержать эти колебания в определенных пределах, дабы избежать сильных экономических потрясений.
Расчетный баланс
К платежному балансу тесно примыкает расчетный баланс, под которым понимается соотношение денежных требований и обязательств страны по отношению к внешнему миру. Различают расчетный баланс за определенный период и на определенную дату.
Расчетный баланс за определенный период является соотношением тех требований и обязательств, которые возникают за этот период, т.е. сколько страна должна получить и заплатить за это время. Этот вид расчетного баланса отличается от платежного баланса тем, что составляется наперед, чтобы знать, как сложатся требования и обязательства страны в будущие годы. Поэтому расчетный баланс за определенный период — это прежде всего инструмент прогнозирования.
Расчетный баланс на определенную дату говорит, является ли страна нетто-должником или нетто-кредитором на эту дату, и из каких статей состоят ее требования и обязательства. Например, если задолженность какой-либо страны зарубежным странам на 1 января 2004 г. составляет 2 млрд. долл., а долг других стран — 1 млрд. долл., то эта страна на 1 января 2004 г. является нетто-должником.






