Основные виды и формы костюма. Четыре особенности отличали древнегреческую одежду: пропорциональность, закономерность, целесообразность

Четыре особенности отличали древнегреческую одежду: пропорциональность, закономерность, целесообразность, организованность. Руководствуясь этими принципами, греки создали совершенный тип костюма из отдельных прямоугольных кусков мягкой, эластичной, прекрасно драпирующейся ткани. Сама форма драпированной одежды способствовала выработке гордой и изящной осанки. Искусство одевания и умения носить одежду входило в обязательный курс обучения молодежи.

На протяжении веков греческий костюм менялся – от крайне простых одежд архаического периода до сложных изысканных нарядов эпохи эллинизма. Но неизменными оставались принципы: одежда не кроилась и почти не сшивалась, полотнища ткани закреплялись на теле при помощи булавок или поясов и искусно драпировались. И красота одежды заключалась, прежде всего, в изяществе драпировки.

В основе своей и женская, и мужская одежда были очень похожи. Мужской костюм состоял из несшитой нижней одежды – хитона, а также плаща или накидки – гиматия. Хитон - прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и сколотый на одном или обоих плечах застежками фибулами, он обязательно подпоясывался. Длина хитона регламентировалась возрастными особенностями и родом деятельности. Чем старше мужчина, тем хитон длиннее, короткий до колен носили военные, молодежь и рабы. В качестве верхней одежды выступал плащ – гиматий, представляющий собой прямоугольный кусок ткани, довольно большого размера, который набрасывали на плечи и обертывали вокруг торса. Способы драпировки так же указывали на род деятельности. Так, например, простая драпировка гиматия оставляла правую руку открытой, а «ораторская» драпировка закрывала обе руки, т.к. искусство риторики предполагало умение убедить словом, а размахивать руками было неприлично. Помимо гиматия у мужчин был распространен еще один тип плаща – хламис (хламида). Он был более коротким и скреплялся либо на правом плече, либо под подбородком фибулой так же давая большую свободу движений, свободные концы падали красивыми фалдами. Его чаще всего носили юноши, пастухи, военные.

Костюм гречанок так же состоял из хитона, часто хитоны были плиссированными. Женский костюм был более закрытый по сравнению с мужским. Если мужской хитон доходил, как правило, до колен, то женский – до ступней ног. К тому же женщины имели больше вариантов драпировки хитона: пояс мог подвязываться как на талии, так и под грудью, над ним можно было сделать напуск – колпос, а над грудью, отогнув по всей ширине верхний край хитона, – отворот-диплодий, либо узкий, либо настолько широкий, что походил на своего рода блузку. От яркого солнца или в непогоду, в знак печали или желая остаться незамеченной, женщина могла покрыть голову отворотом-диплодием. В качестве верхней одежды женщины носили гиматий (в повседневной, обычной жизни, но при этом он меньше по размерам, чем мужской гиматий) или пеплос (который предназначался для торжественных случаев). Пеплос складывали в долевом направлении и отгибали по верхнему краю на 50-70 см.

При том что гречанки в основном сидели дома и выходили на улицу лишь для визита к соседке или для участия в некоторых религиозных обрядах, в Греции официально существовала и категория свободных независимых женщин – гетер (греч. «гетера» - «подруга», «любовница»). Они были не только хороши собой, но и прекрасно образованы, талантливы, свободны в своих чувствах. В отличие от замужних дам гетеры часто появлялись на улицах, в общественных местах, посещали мужские пиршества. Они то и являлись главными законодательницами женской моды. Некоторые из гетер вошли в историю: ученым рассуждениям Аспасии охотно внимали великие философы Сократ и Платон, прекрасная Фрина служила моделью знаменитым скульпторам и живописцам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: