double arrow

Основные виды и формы костюма. После принятия христианства в X веке на Руси под влиянием Византии входят в употребление длинные неприталенные одежды

После принятия христианства в X веке на Руси под влиянием Византии входят в употребление длинные неприталенные одежды. Характерными чертами мужского и женского костюма становятся статичность и простота силуэта. Костюм не выявлял форму тела, был свободным, но не очень широким. Почти все русские одежды этого периода надевались через голову, были накладными.

Основой мужского костюма была рубаха. В народе обычно носили одну холщовую рубаху, знатные люди поверх нижней надевали еще одну, верхнюю, более богатую рубаху. Рубаха эта была прямой, но немного расширенной при помощи вшитых на боках клиньев. Рукава рубахи были вшитыми, длинными и узкими. Иногда вокруг кисти на рукава надевали зарукавья (прототип будущих манжет) — неширокие продолговатые куски дорогой ткани, часто вышитые. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди застегивали на пуговицу либо крепили шнуром. В торжественных случаях на верхнюю рубаху надевали ожерелье — неширокий воротник, лежащий вокруг шеи и застегивающийся сзади на пуговицу. Его богато украшали, вышивали жемчугом и каменьями. Так как воротник был съемным, его можно было надевать к различным одеждам. Рубахи носили навыпуск и обязательно опоясывали нешироким поясом. Часто рубахи вышивали или оторачивали тканью контрастного цвета. Второй обязательной частью одежды русских мужчин были порты — неширокие, длинные, сужающиеся книзу и доходящие до щиколотки, карманов у них не было. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправлялись в сапоги или их обертывали онучами и поверх надевали лапти. (Онучи представляли собой узкие, длинные, до двух метров, куски ткани.) Верхней одеждой служила свита — одежда, надевавшаяся через голову. Свита, как и все русские одежды этого времени, была неприталенной, прямой, расширявшейся лишь книзу за счет клиньев, вшитых в боковые швы. Свита могла быть различной длины, но всегда прикрывала колени и в то же время была не длиннее чем до икр. Она отделывалась петлицами, имела длинные узкие рукава и широкий матерчатый пояс. Зимнюю свиту подбивали мехом. В 14 веке появились кафтаны - распашная одежда. Они были разной длины, до пят или чуть ниже колена, чтобы выставлять напоказ сапоги. Распространены были как становые кафтаны (они имели прилегающий покрой, обтягивали стан), так и кафтаны достаточно свободного покроя, они назывались «турские». Одежду знати мог дополнять небольшой плащ, он имел прямоугольную или округлую форму.

Основой женского костюма являлась рубаха, отличавшаяся от мужской только большей длиной (доходила до ступней). Богатые женщины носили одновременно две рубахи — исподнюю и верхнюю, причем верхнюю шили из дорогих тканей. Рубаха могла гладко облегать шею, но могла быть также собрана у ворота в густую сборку и обшита узкой каймой. Носили рубаху с нешироким поясом, часто вышивали орнаментом. Поверх рубахи замужние женщины обычно носили понёву — юбку, запахнутую вокруг фигуры. Эта юбка состояла из трех сшитых между собой полотнищ и крепилась вокруг талии шнуром. Поневу часто шили из пестрых тканей. Обычным костюмом девушек была холщовая одежда — запона — прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам не сшивалась, была короче рубахи и надевалась поверх нее. Запону всегда подпоясывали. По праздникам поверх поневы или запоны надевали нарядную одежду — навершник, обычно из дорогой ткани с вышивкой. Эта одежда имела вид туники, была длинной и довольно широкой, с короткими широкими рукавами. Навершник не подпоясывали и тем самым придавали женской фигуре статичность и монументальность.

Так же в мужском и женском гардеробе были шубы. Полагалось иметь несколько шуб: из меха подороже - на праздник, из меха подешевле - на каждый день. Бедняки обходились овчинными тулупами и полушубками.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: