Костюм Европейского Средневековья

В последней трети 5 века под натиском варваров «рухнул» Рим. Воинственные варварские племена расселились по Западной Европе. С этого момента начинают формироваться феодальные отношения. На развитие культуры средневековой Европы наибольшее влияние оказало распространение христианства. Основными источниками формирования костюма были одежды христиан поздней Римской империи и варваров, бытовавшие среди исконного населения Италии и Галлии. Однако религиозное воздействие было не единственным в формировании эстетических представлений Средневековья. Не менее важными были идеалы рыцарства, нашедшие отражение в рыцарских романах, в поэзии трубадуров. Сила, храбрость, воинская доблесть рыцаря, защитника своей страны, своего короля, определили мужественность его внешнего облика. Впервые в эстетических взглядах европейского общества мужественность как основная черта мужской красоты начинает противопоставляться женственности, воплощающей идеал женской красоты, что находит свое отражение и в костюме. Крестовые походы и развитие городов изменили жизнь Европы в период позднего Средневековья, значительные метаморфозы претерпевает и костюм.

Ткани, цвет, орнамент.

В период раннего Средневековья наиболее распространенными материалами были лен, домотканый холст, сукно, мех, кожа. Ткани, изготавливались в поместьях феодалов, как для него самого, так и для крестьян, а дорогие шелка, привозимые с Востока, обычно шли на нужды церкви или для пошива парадных одежд крупных феодалов. Домотканые материи обычно были безузорными, в качестве декора одежды в романский период, как правило, использовали меховую опушку или вышитую кайму. Ценились цвета яркие, чистые, насыщенные: огненно-красный, карминовый, небесно-голубой, насыщенный зеленый и т.д. При этом большое значение придавали тому, чтобы в одном костюме присутствовали контрастные сочетания цветов. Орнаменты и узоры незамысловаты, состоят из линий, спиралей, различных переплетений.

В готический период (позднее Средневековье) на смену гладким тканям приходят разнообразные фактуры, с эффектами тиснения, набивными и ткаными узорами, украшенные золотой и серебряной нитью. Расцвет ремесленного производства в городах в это время привел к развитию ткачества, расширению ассортимента и повышению качества тканей. Более разнообразной становится цветовая гамма, орнаментация. Характерные рисунки — изображение в круге, квадрате или ромбе крестов, геральдических элементов, животных, птиц и т.д. С XV в. часто встречаются растительные узоры: плоды граната, тюльпаны, гвоздики, розы и т.д.

Из наиболее общих принципов декоративного оформления одежды эпохи позднего Средневековья можно выделить следующие: отделку низа изделия, низа рукавов резными фестонами, мехом; украшение ткани золотыми, серебряными миниатюрными бубенчиками и колокольчиками (в хронике того времени рассказывается, что на одном из турниров на рыцаре звучало сразу 500 бубенцов, прикрепленных к одежде, обуви, шляпе); появление в отделке костюма объемной орнаментации — лент, бахромы, кистей. Также необходимо отметить появление моды мипарти, которая распространяется в одежде знатных феодалов в ХIII в. и связана с использованием цветов и знаков феодального герба. Рукава, половинки переда, штанины, обувь окрашиваются в разные цвета, украшаются гербовыми знаками.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: