Основные виды и формы костюма. В период раннего Средневековья (романский стиль) мужской костюм состоял из двух туник надетых друг на друга

 

В период раннего Средневековья (романский стиль) мужской костюм состоял из двух туник надетых друг на друга, длинна которых определяла как возрастные, так и сословные отличия. Нижняя была с длинными цельнокроеными рукавами, а верхняя могла быть с короткими или безрукавной. Верхнюю тунику шили из более дорогих тканей и богато декорировали. Появляется блио — глухая накладная одежда с низкой отрезной линией талии. Верхняя часть прилегает по линии плеч, груди, талии, расширяется к линии бедер. Нижняя часть выкроена в виде двух полукружий, пришитых к талии спинки и полочек. Общая длина достигает линии коленей — середины икр. Рукава блио цельнокроеные узкие с воронкообразным расширением низков. Через боковые разрезы нижней части просматривается длинная нижняя туника яркая и контрастная по цвету. Так же в холодное время костюм дополнял рок - подобие жилета. Частью костюма становятся штаны- шоссы — узкие облегающие штаны-чулки из эластичного сукна. Вверху они прикреплялись шнурком к поясу плечевой одежды. До ХV в. штанины не сшивались между собой, позднее их соединили с помощью переднего и заднего клиньев. Завершал костюм плащ. Основным типом плаща был полукруглый плащ, застегиваемый на правом плече застежкой фибулой, аналогичный римскому полудаментуму. В средневековье он претерпел изменения в характере длины, сначала предпочтения отдавались короткому варианту, а затем века в обиход входит длинный до щиколоток. В народе продолжают носить «пенулу» круглый в плане с отверстием посередине для головы, иногда его снабжали капюшоном.

В период позднего средневековья (готический стиль) - XIV-ХV вв. - развитие кроя приводит к тому, что в одежде, в ее силуэтных и конструктивно-декоративных линиях появляется разнообразие. Мужской костюм развивается на основе двух силуэтов: прилегающего и свободного, расширенного книзу. Прилегающий силуэт отличается от силуэта романского периода прежде всего расширенной линией плеча, что конструктивно достигалось за счет присборенного оката рукава и специального ватного валика — прокладки. Конструктивные и декоративные линии подчеркивали грудь и тонкую, несколько заниженную талию, оформленную поясом. Длина одежды прилегающего силуэта не заходила за линию бедер. Для одежды прилегающего силуэта характерна короткая облегающая куртка — котарди с застежкой спереди на пуговицы и декоративным поясом по бедрам. Щедро украшенной частью котарди были рукава, узкие вверху, они расширялись книзу колоколообразно, иногда рукава спадали до земли, этим элементом костюма модник подчеркивал свою непричастность к физическому труду. В XIV в. котарди вытесняется жакетом — короткой одеждой, туго стянутой на талии и расходящейся веером складок на бедрах. Рукава жакета имели высоко поднятый, присборенный окат, что создавало прямую и высокую линию плеча — характерный признак франко-бургундской моды. В конце периода в костюме такого типа использовались ватные прокладки в области груди для хорошей посадки и подчеркивания мужественности облика. В конце XIV появляется упелянд — верхняя накладная и распашная одежда разной длины, которую носили с поясом и без него. Длинный упелянд характеризовался большой шириной низа, доходившей до 7 м, и шириной рукавов внизу до 3 м.

В развитии женского средневекового костюма также можно выделить два периода – романский и готический. В ранее Средневековье женский костюм, так же как и мужской был многослойный. Женщины носили одновременно две туники: нижнюю, длинную и широкую, с длинными узкими рукавами, и верхнюю, более короткую, с короткими широкими рукавами. Цветные полосы отделки, вышивки располагались по горловине, низу изделия и низу рукавов. В Х-XII вв. начинается создание одежды облегающих форм. В стремлении подчеркнуть фигуру в костюме появляется узкий короткий жилет, который и играет большую декоративную роль: его отделывают по краям галуном, вышивкой. Пояс, украшенный металлическими пластинками, располагают на бедрах, концы его свисают спереди до низа. В женском костюме также встречается блио, но оно отличается от мужского своей длиной до пола. Боковые овальные разрезы шнуровались лентами для облегания груди и талии. Верхней одеждой служит плащ-мантия на меховой или тканой подкладке.

В период позднего Средневековья удлиненные пропорции, легкие, изящные, уходящие ввысь линии готической архитектуры оказывают влияние на формы костюма. Но если прилегающий силуэт в мужской одежде подчеркивал ширину плеч и груди, сильные стройные ноги, то в женской, наоборот,— покатые узкие плечи, хрупкость и изящество женской фигуры. От талии книзу силуэт расширялся, длина и ширина нижней части одежды значительно увеличивались за счет юбки клеш. В этот период в одежде знати увеличивается количество одновременно надеваемых одежд. В XV в. пропорции женского прилегающего костюма меняются. Юбка сзади удлиняется шлейфом, который мог достигать в длину нескольких метров. Линия талии переносится под грудь. Подол сюрко (верхняя одежда, которую надевали поверх туники котт) был поддернут, что позволяло видеть украшенную нижнюю тунику. Обычно в области живота располагались красивые драпировки и подкладывалась специальная подушечка, все это создавало определенную постановку фигуры — животом вперед, что соответствовало представлениям о красоте женщины и ее главном предназначении, с помощью костюма имитировалась беременность. Так же необходимо отметить появление декольте, в данный период оно представляло небольшой расширенный к плечам вырез «лодочкой». Этот вырез часто закрывают вставкой из прозрачного шелка с вышивкой. Широкий пояс обильно украшен золотыми и серебряными пластинками. В женском костюме в ХV также появляются верхние платья покроя упелянд.

Как мужскому, так и женскому готическому костюму присуща искусственная удлиненность пропорций. Появление шлейфов, высоких головных уборов, удлиненных носков обуви, шлейфообразных рукавов и пр. с одной стороны подчеркивали стройность и вытянутость готических силуэтов, а с другой четко характеризовали тягу человека через костюм репрезентировать собственное положение в обществе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: