Тема 7. Конкуренция и рыночные структуры

  1. Конкуренция, ее виды и формы. Совершенная конкуренция.
  2. Монополия.
  3. Олигополия.
  4. Монополистическая конкуренция.
  1. Конкуренция, ее виды и формы. Совершенная конкуренция

Конкуренция – это цивилизованная форма борьбы фирм за существование.

Виды конкуренции:

· Ценовая

· Неценовая

· Честная

· Нечестная

Формы конкуренции:

  • Совершенная
  • Несовершенная

 

 

Рынок совершенной конкуренции базируется на четырех условиях. Наличие на рынке большого числа предприятий - продавцов и покупателей. Рыночная цена для фирмы является заданным параметром. Фирмы продают идентичные продукты. Покупатели принимают решения о покупке только на базе сравнения цен. Свободный вход на рынок и уход с него. И у продавцов, и у покупателей полная информация о рынке. Кривая спроса для каждой фирмы является горизонтальной линией на уровне рыночной цены, т. е. спрос на ее товары абсолютно эластичен. Фирма не будет стремиться повысить цену своей продукции для увеличения общей выручки, так как покупатель откажется приобретать продукцию данного предприятия по повышенной цене и обратится к идентичной продукции конкурентов. При существующей рыночной цене фирма будет стремиться продавать столько продукции, сколько ей экономически выгодно про извести с точки зрения максимизации прибыли.

Фирма стремится к максимизации прибыли. Прибыль - это разница между общим доходом (выруч­кой) и общими издержками: TR = Р*Q. Если вся продукция продается по неизменной цене, то средняя выручка равна: AR= TR/Q= P*Q/Q=P

Дополнительная выручка от продажи дополнительной еди­ницы продукции называется предельной выручкой: MR=ΔTR / Q = Р при неизменной цене.

MR =AR

 

Поскольку цена задается фирме - совершенному конкуренту рынком, основная проблема, которую фирма решает при мак­симизации прибыли, - определение объема выпуска. В краткосрочном периоде фирма максимизирует прибыль при условии, что предельная выручка MR равна предельным издержкам МС и равна Р. (МС = MR = Р).

Это условие будет выполняться при Qe так как при Q < Qe, МС < MR, и фирма наращивает Q, с тем чтобы получить дополнительную при­быль, а при Q> QE уменьшает выпуск, так как здесь МС > MR, и фирма от каждой дополнительно проданной единицы несет убытки. Более корректным будет сравнение TR и TC. До объема Q1 фирма несет убытки; при Q1 валовая выруч­ка равна общим издержкам, поэтому экономическая прибыль равна 0; при Q>Q1 фирма получает максимальную прибыль (когда TR > ТС).

 

  1. Монополия

Одна фирма является поставщиком товара. Кривая спроса на продукт имеет отрицательный наклон. Производимый товар не имеет на рынке близких заме­нителей. Монополист может завышать цену, ограничивая объем выпуска товара. Он в отличие от совершенного конку­рента диктует цену. Сохранению монополии способствуют экономические, юридические и технические барьеры для входа в отрасль. Они предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов, осложняют вступление новых фирм в от­расль.

Различают следующие виды барьеров:

  • Низкие издержки производства вследствие боль­шого масштаба производства.
  • Патенты и лицензии на продукт или технологиче­ский процесс.
  • Научно-исследовательская работа, создающая тех­нические преимущества.
  • Собственность на сырьевые ресурсы не позволяет допускать конкурентов к источникам сырья.

Нечестные методы конкуренции: антиреклама това­ров других фирм, давление на поставщиков сырья и банки в целях лишения конкурентов сырья и кре­дита, ценовой демпинг, переманивание персонала. Различают закрытую (искусственную), естественную (пол­ную), открытую монополии.

Закрытая монополия – имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. (А.Б. Борисов).

Открытая монополия – обнаруживает себя в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). (А.Б. Борисов).

Естественная монополия – характерна для отраслей, в которых присутствие единственного производителя обусловливает минимальные средние издержки производства при обеспечении всего рыночного спроса. (А.Б. Борисов).

Чистая монополия - ситуация, при которой на рынке (в отрасли) присутствует единственный производитель благ, которые не имеют близких заменителей, при этом фирма ограждена от возможных конкурентов высокими входными барьерами в отрасль.

(Кажуро Н.Я.)

Временная монополия - монополия в условиях временного отсутствия конкуренции.(Алехин Б.)

Картель - устойчивая форма монополии, основанная на договоре о ценах, объемах производства, рынках сбыта и дележе прибыли. Картель способствовал осуществлению согласованных действий на рынке с целью установления контроля над ним со стороны монополии.

Синдикат – монополистическое объединение с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест – монополистические объединение на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров.

Концерн — это многоотраслевая система предприятий, с единым финансовым центром, где общность разветвляющейся технологии обуславливает многофункциональность выпускаемой продукции.

Конгломераты – объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.

 

Кривая спроса на продукт имеет отрицательный наклон. Руководствуясь принципами максимизации прибыли, мо­нополист выбирает необходимую комбинацию «цена-коли­чество».

При определении цены и объема выпуска продукции при­ходится учитывать, что по мере повышения цены, вследствие отрицательного наклона кривой спроса, товар будут меньше покупать. Если же снижать цену, то продажи будут расти, увеличивая доход вследствие понижения цены.

Поведение фирмы-монополиста обусловлено не только потребительским спросом и предельным доходом, но и издержками производства.

Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда предельный доход (MR) будет равен предельным издержкам (МС):

MR = MC.

Дальнейший рост объема выпуска на одну единицу продукции приведет к превышению дополнительных издержек над дополнительным доходом.

Если же произойдет уменьшение выпуска на одну единицу продукции в сравнении с данным уровнем, то для фирмы-монополиста это обернется упущенным доходом, извлечение которого было бы вероятно от реализации еще одной дополнительной единицы блага.

Максимальную прибыль фирма-монополист извлекает в том случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска (рис.1).

Рис.1. Монопольная цена, выпуск и экономическая прибыль в коротком периоде


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: