Ценовая дискриминация

Монополия может быть сама заинтересована в увеличении выпуска продукции или оказания услуг, если она проводит политику ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация - это практика установления разных цен на один и тот же продукт, не оправданная разли­чиями в издержках. В условиях совершенной конкуренции ценовая дискрими­нация невозможна, конкурентные отношения неизбежно при­ведут к возникновению единой цены на продукт или услугу. Она может осуществляться только на рынке несовершенной конкуренции и главным образом на монополистическом рынке. Ее проведение предполагает:

  • наличие существенных различий в эластичности спро­са по цене у отдельных групп потребителей;
  • исключается перепродажа товаров, их свободное пере­движение с дешевого рынка на дорогой, что особенно характерно для рынка услуг.

Различают три степени ценовой дискриминации:

l-я степень - совершенная дискриминация состоит в том, что покупателям устанавливается своя цена, которую они мог­ли бы заплатить за каждую единицу. Происходит изъятие по­требительского излишка в пользу монополиста;

2-я степень - различные цены устанавливаются на каж­дую партию продукции. Она осуществляется в виде ценового дисконта или скидок с цены партии товара;

3-я степень - дифференциация рынков, на каждом из которых устанавливается своя цена реализации.

Позитивное в ценовой дискриминации:

  • увеличивается объем продаж до конкурентного;
  • воспроизводство товаров и услуг, которые бы без цено­вой дискриминации не могли бы воспроизводиться;
  • сглаживание различия в доходах.

Негативное в ценовой дискриминации: неэффективное перераспределение ресурсов между отраслями и регионами. В данном случае нужен действенный контроль государства.

 

  1. Олигополия

Олигополия харак­теризуется небольшим количеством производителей, доми­нирующих на рынке, и появление новых продавцов затруд­нено.

Различают: гомогенные олигополии, в которых фирмы производят стандартизированные продукты (алюминий), и дифференцированные олигополии, в которых производят несколько отличающиеся продукты (автомобили, сигареты).

Доминирование на рынке нескольких крупных произво­дителей означает, что:

  • противники учитывают в своих планах не только реак­цию покупателей, но и своих конкурентов. Необходи­мость учета действий конкурентов называется олиго­полистической взаимосвязью. Она может принимать разные формы: от удержания цен на одном уровне до ценовых войн.
  • появление новых фирм затруднено. Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок новых фирм. Это: положительный эффект масштаба, не­обходимость больших первоначальных инвестиций, патенты и лицензии, совместные действия олигополий против проникновения новичков.

Естественная олигополия существует, когда несколько фирм способны обеспечить весь отраслевой рынок продукта­ми при более низких долгосрочных средних издержках LAC, чем множество мелких конкурирующих фирм. Рынок несовершенен, если одна или несколько фирм имеют над ним власть. Власть над рынком сводится, прежде всего, к власти над ценой и характеризуется концентрацией рыноч­ной власти. Простейшим показателем, измеряющим концен­трацию рынка, является коэффициент концентрации. Он по­казывает процентное соотношение всех продаж, которое высчитывается для определенного числа фирм.

При олиго­полии концентрацию рыночной власти можно измерить с по­мощью индекса Герфиндаля-Хиршмана, который высчитывается путем возведения в квадрат процентной доли рынка каждой из фирм и сумми­рования полученных результатов:

H =

где S - доля фирмы в общем объеме продаж отрасли в %; n- ­число фирм в отрасли.

С увеличением концентрации рынка индекс Герфиндаля-Хиршмана увеличивается, достигая максимальной величины 10000 для монополии.

Поведение олигополистов зависит от силы сторон и выбира­емых ими стратегий. Наиболее типичные модели поведения: 1 - ценовая война, 2 - отказ от ценовой войны и стабиль­ность цен, 3 - лидерство в ценах, 4 - совместная защита от проникновения в отрасль новичков.

1. Ценовая война - это цикл последовательных уменьше­ний цен конкурентами на олигополистическом рынке (про­дукт стандартный). Фирма полагает, что соперники не будут реагировать на ее понижение цены. Однако соперники в от­вет снизят цены еще больше. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек АС, а экономическая прибыль - до нуля. Обычно ценовые войны недолговечны, и олигополии на­чинают стремиться вступить между собой в сотрудничество, чтобы избежать потери прибыли. В результате таких согла­шений появились картели, а это уже ближе к чистой моно­полии.

2. Отказ от ценовой войны и стабильность цен. Эту ситуа­цию описывает ломаная кривая спроса. Фирма полагает, что соперники будут состязаться в снижении цен, но не повыше­нии.

P

Q

Кривая Д придерживает излом при текущей цене Р. При повышении цены покупатели перейдут к конкурентам, т. е. часть кривой Д выше излома будет более эластична. Фирма потеряет часть дохода от сокращения сбыта. При снижении цены соперники тоже снижают цены, и рас­пределение покупателей между конкурентами останется по­чти прежним, т. е. часть кривой ниже излома будет неэлас­тичной. Фирма потеряет часть дохода от снижения цены. Поэтому выгоднее придерживаться политики твердых цен. Подразумевается, что цены будут иметь тенденцию к неэлас­тичности в течение делового цикла.

3. Лидерство в ценах или частичная монополия. Обычно самая крупная фирма устанавливает цены, мак­симизирующие ее прибыль. Она оценивает емкость рынка отрасли и то, сколько по каждой предполагаемой цене продадут остальные фирмы, затем рассчитывает свою долю и свой пре­дельный доход MR при производстве количества товаров, этот объем обеспечивает равенство MR = МС при цене Р, т. е. мак­симизирует прибыль. Остальные, следуя за лидером, придер­живаются этой цены. Они планируют собственный выпуск продукции, который максимизирует их прибыль при этих ценах.

4. Совместная защита от проникновения в отрасль новичков.

Когда существует опасность проникновения в отрасль «чу­жака», действующие фирмы могут не воспользоваться своим олигополистическим положением и снизить цены до уровня его и своих долгосрочных средних издержек LAC. Тем самым они лишают его экономической прибыли и стимула входа в отрасль.

 

  1. Монополистическая конкуренция

Для возникновения монополистической конкуренции необ­ходимы три условия:

1. Большое число фирм, каждая из которых занимает не­значительную долю отраслевого рынка. Продавцы мо­гут не опасаться реакции соперников при выборе цен и объемов сбыта.

2. Свободный доступ в отрасль новых фирм.

3. Возможность дифференциации продукта.

Дифференциация продукта - это создание различий в товаре, как действительных, так и мнимых, в целях сделать его предложение уникальным, а свое-положение монопольным, обеспечивая тем самым стабильность сбыта и дохода. Однако монопольная власть достаточно слаба из-за малой доли каж­дого на рынке. Кривая спроса фирмы вследствие предложения диффе­ренцированного продукта наклонена вниз. Дифференциация продукта вызывает неценовую конкy­ренцию, т. е. через предложение различий в продукте вместо привлечения покупателей снижением цен. В условиях монополистической конкуренции фирма мо­жет максимизировать прибыль в краткосрочном периоде, осуществляя такой объем производства, который обозначен пере сечением кривых предельной выручки и предельных из­держек МС = MR.

 

В долгосрочном периоде экономическая прибыль привле­кает новых продавцов, копирующих товар и продающих слегка дифференцированные продукты под своими торговыми мар­ками. При входе в отрасль все большего числа продавцов эко­номическая прибыль исчезнет у всех участников. Цены сни­зятся до уровня средних долгосрочных издержек Р = LAC. Вход в отрасль прекратится, когда экономическая прибыль достигнет нуля. Фирма, максимизирующая прибыль, будет продавать объем Q1 т. е. стремиться к равенству предельного дохода долгосрочным предельным издержкам MR = LMС. Она установит цену Р1. При снижении спроса цены упадут ниже LAC и часть фирм, неся убытки, поменяет отрасль. Потери приведут к гибели фирм и последующему росту спроса на продукт оставшихся фирм. Выход прекратится, когда прибыль возвратится на нормальный уровень.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: