Основные направления и школы философии. Философия Средневековья

 

Главной особенностью данного этапа развития философии выступает ее сопряженность с верованиями христианства. Философия развивается с учетом основных религиозных догм. Церковь являлась в те времена средоточием и центром духовной культуры и образования. Естественно, философия выступала как “служанка богословия”, т. е. как дисциплина, отрасль знания, подводящая к более высокому и важному знанию - теологическому (богословскому). Подавляющее большинство философов того времени были представителями духовенства. В качестве основных этапов средневековой философии выделяют патристику и схоластику.

Этап ранней патристики (от лат. pater - “отец”, в данном случае имеются в виду “отцы Церкви”) в истории философии условно определяется с I по VI в. К виднейшим представителям данного периода относят: Василия Великого, Августина Блаженного, Григория Нисского, Тертуллиана, Оригена и других. Являясь разработчиками основных догматов христианской религии, они в то же время выступали крупнейшими философами своей эпохи.

Главные проблемы патристики:

1) проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема);

2) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости “язычников” (греков и римлян);

3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели — “Град Божий”;

4) свобода воли человека и возможность спасения его души;

5) проблема происхождения зла в мире, причин, по которым его терпит Бог.

На построение основных концепций и категориального аппарата философии “отцов Церкви” определенное влияние оказало учение Платона.

Период так называемой “поздней патристики” (примерно V-VIII вв.) не привнес в философию значительных новаций. Его представителями являются: Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Петр Ивер и другие

Этап схоластики (IX-XV вв.) является развитием этапа патристики, продолжает ее проблематику. Разработанные патристикой догмы и положения уточняются и систематизируются. Сам термин “схоластика” (от греч. schola - “школа”) обозначает философию, преподававшуюся в школах и университетах. Все, кто занимался в то время философией, были “схоластами”, это звание было почетным, по смыслу близким современному понятию “ученый ”.

Схоластическая философия в лице ее представителей (Эриугены, Бонавентуры, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Росцелина, Петра Абеляра, Ансельма Кентерберийского и многих других) сохраняла интерес к поднятым патристикой философским проблемам. Эти проблемы по содержанию по-прежнему были связаны с Богом и тайной спасения, но на первый план теперь все же выходят отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного. Данный вопрос был связан с догмой о троичности единого Бога и решался с позиций “номинализма” (общее существует только в имени или в уме, реально существуют лишь единичные вещи - Росцелин и др.) или с позиций “реализма” (общее существует реально наряду с единичным - Эриугена, Ансельм Кентерберийский и др.). Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верой, но и на рациональной основе с помощью философии. Таким образом, философия обретала статус науки, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души. Античная философия теперь уже не считается враждебной христианству, и ей уделяется большое внимание, ряд ее положений переосмысливается, ее категориальный аппарат находит применение при разработке проблем христианской философии.

Отношение средневековых философов к понятиям, их определениям, классификациям и схемам становилось иногда чрезмерным, заслоняя суть проблемы. Тогда занятия философией сводились к выработке сети понятий, становились пустой игрой понятий - той самой “схоластикой”, которую отождествляют и доныне с бессодержательностью, нежизненностью, надуманностью проблем, скрывающейся за многозначительностью и научностью терминов.

Что касается христианского учения, то схоластика больше анализирует учения “отцов Церкви”, чем Священное Писание. В это время влияние философии Платона падает и усиливается влияние Аристотеля с его четко выраженной философской позицией, близкой к реализму и развитым логическим мышлением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: