Основные направления и школы философии. Философия Нового времени

 

Философия Нового времени охватывает период XVII-XVIII вв. Это время становления и оформления естественных наук, отделившихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук. Отсюда возникают специфические проблемы и установки философии Нового времени:

- полная секуляризация науки (синтез науки с рели­гией и веры с разумом невозможен);

- выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества (именно наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, обеспечить общественный прогресс);

- развитие наук и окончательное подчинение человеком природы возможно лишь тогда, когда будет сформирован некий «главный» метод познания, способный действовать во всех науках и привести к полной абсолютной истине.

Итак, центром философии Нового времени становится теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Если специальные “частные” науки открывают законы природы, то философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Этим занимаются такие известные мыслители, как Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц. Они ищут законы разума, возможности которого представляются безграничными. Однако разум в реальной жизни “затуманен”, “затемнен” некими ложными представлениями и понятиями - (Ф.Бэкон называл их “идолами”). Возникает идея “чистого разума”, т.е. разума, свободного от “идолов”, способного проникнуть в сущность явлений. Происходит активный поиск истинного, главного метода познания, призванного привести к вечной, абсолютной истине. В поисках такого “суперметода” происходит разделение философов Нового времени на сторонников эмпиризма (от лат. empirio – «опыт») и рационализма (от лат. ratio – «разум»).

Эмпирики (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания - это опыт, который связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека в конечном счете сводится к опыту. “Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях” - таков девиз эмпириков-сенсуалистов (от лат. sense – «чувство», «ощущение»). В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как чистая доска (tabula rasa), а уже ощущения, восприятия наносят на эту доску свои “письмена”. Однако, поскольку ощущения могут обмануть, мы можем подвергнуть их проверке посредством эксперимента, призванного скорректировать данные органов чувств. В целом, знание должно идти от частного, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий. Это так называемый «индуктивный» метод движения ума, наряду с экспериментом он и есть истинный метод философии и других наук.

Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г Лейбниц и др.) считали, что опыт, данный в ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны, а опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны. Зато в самом разуме, в самой нашей душе содержатся интуитивно ясные и отчетливые идеи. Главное то, что человек, несомненно, мыслит. Эта идея ярко выражена в знаменитом высказывании Р. Декарта: “Я мыслю, следовательно, существую”. Уже затем, по правилам дедукции (от общего к частному), мы можем вывести возможность существования Бога, природы и других людей. Вывод рационалистов: в разуме человека содержится, независимо от опыта, ряд идей. Эти идеи существуют не на основании ощущений, а до всяких ощущений. Развивая заложенные в уме идеи, человек может получать истинное знание о мире. Разумеется, сведения о мире мы черпаем из ощущений, поэтому и опыт, и эксперимент важны для получения знаний, но основу истинного метода все же надо искать в самом разуме. Мышление возникает независимо и до ощущений, хотя и приложимо к ним.

Попытка разрешения противоположности подходов эмпиризма и рационализма в вопросах познания и научной методологии будет предпринята позже в немецкой классической философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: