Основные направления и школы философии. Философия Ренессанса (Возрождения)

 

Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Наряду с авторитетом Священного Писания признается авторитет античной мудрости. Идейными источниками философии Возрождения являются учения Платона, Аристотеля, Эпикура, неоплатоников, а также раннехристианские учения и отчасти труды арабских и византийских мыслителей. Наиболее последовательное и разностороннее развитие философия Возрождения получила в трудах Николая Кузанского, Лоренцо Валлы, Пико де ла Мирандолы, Леонардо да Винчи, Петра Помпонацци, Джордано Бруно, Томазо Кампанеллы, Никколо Макиавелли (в Италии), Мишеля Монтеня, Франсуа Рабле (во Франции), Томаса Мюнцера, Иоганна Кеплера, Якоба Бёме (в Германии), Томаса Мора (в Англии), Эразма Роттердамского (в Голландии) и др.

Главная особенность философии Ренессанса - антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Возникает новая система ценностей, где на первом ме­сте стоят человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек - природное существо. Отсюда другая особенность ренессансной культуры и философии – частичная “секуляризация” (освобождение от церковного влияния). Постепенно проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться всецело сквозь призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.). Сказанное вовсе не означает, что религиозные проблемы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души, забыты. Просто они не находятся более в центре внима­ния философии.

Мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно различая (как это делали схоласты) мельчайшие оттенки категорий. Они стремятся осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о дефинициях (определениях). Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Монтень).

В сфере социально-политических воззрений в эпоху Возрождения особое место занял утопизм, предлагающий человечеству идеальные модели совершенного общества (“Утопия” Т. Мора, “Город Солнца” Т. Кампанеллы), а также учение Никколо Макиавелли (макиавеллизм), основанное на жизненной практике и предлагающее прагматические решения проблем управления обществом и государством.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: