Основные направления и школы философии. Современная западная философия

Современная западная философия не является однозначной по содержанию, в нее входят самые разные концепции и направле­ния: иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, диалектический материализм К. Маркса, позитивизм О. Конта, экзистенциализм, феноменология, герменевтика, прагматизм, постмодернизм и др. Остановимся на них подробней.

Немецкий философ Артур Шопенгау­эр в своей знаменитой работе “Мир как воля и представление” выступает как продолжатель дела Канта. Он считает, что мир не основывается на принципах разума, в мире нет разума, но есть воля. Эту волю надо понимать широко - не как качество человеческой души, а как некий “порыв”, существующий в природе и в обществе. В мире животных этот “порыв” проявляется как стремление к сохранению жизни, в физическом мире - как притяжение, тяготение, магнетизм, в обществе - как воля государств, рас, народов и отдельных людей. Воля слепа, не имеет разумной цели, иррациональна. Являясь безосновной и беспричинной, она порождает все явления и процессы в мире, выступая как бесцельная потребность выжить. На человеческом уровне воля выступает в виде страстей: властолюбия, мстительности, половой любви и т. д. Поскольку у воли, разлитой в мире, нет никаких законов, Шопенгауэр приходит к пес­симистическим выводам о бессилии человека и безнадежности его попыток познать не только законы общества, ни самой возможности познать мир.

В целом жизнь людей - это безнадежное длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир - это скорбь. Однако человек может прожить достойно, если не будет поддаваться страстям, вызванным волей.

Фридрих Ницше считал себя учеником Шопенгауэра и разделял его иррационалистический взгляд на мир. Мир, считает Ницше, - это жизнь. В нем действует слепая воля, которая на человеческом уровне проявляется как “воля к власти”. Человек воплощает в себе “волю к власти”. Именно она является основой самоутверждения в искусстве, морали, религии и науке.

В своих работах Ницше дает оригинальное понимание человеческой морали, которая предельно относительна. Истин морали, по мнению немецкого мыслителя, не существует. Однако у моральных действий, т.е. поступков, есть критерий. Этим критерием “практической морали” является степень приближения человека к власти. Никакая общая мораль “для всех” не возможна. То, что морально для одних, не морально для других и наоборот.

Ницше считал, что сложившиеся ценности европейской культуры следует подвергнуть пересмотру. Однако такая задача не под силу обычному человеку. Так Ницше предрекает появление “сверхчеловека” - особого человека, носителя творчества и воли. Речь идет о новой породе людей, которой еще не было в мире. Именно этому новому поколению “сверхлюдей” предстоит создать будущую культуру и мораль человечества. Справедливость для них будет состоять в неравенстве - никаких общих законов морали для “слабых” и “сильных” не должно быть. Истинная справедливость есть функция силы и власти и, следовательно, должна служить “сильным” людям. Для “слабых” высшая справедливость — это погибнуть и освободить место для нового поколения “сверхлюдей”. Идеи Ницше были использованы в нацистской Германии как одна из основ идеологии Третьего рейха, хотя Ницше, конечно же, не был идеологом античеловечности и нацизма, глубоко презирал таких людей, как Гитлер и не разделял идеи национал-социализма.

Современная европейская философия представлена не только иррациональными, но и мощными рациональными системами. Наиболее известные из них - марксизм и позитивизм.

Карл Маркс – величайший философ, экономист и социолог XIX в. В своих работах Маркс формулирует свое знаменитое учение – диалектический материализм. В отличие от Гегеля, он говорит о том, что диалектика должна помочь объяснить реальный мир из него самого, а не из абстрактно выведенных понятий. Главное - не объяснить мир, а изменить его. Философия же есть духовное оружие такого изменения.

Наиболее интересны философские взгляды Маркса на общество. Маркс считал, что духовные отношения зависят от материальных, а не наоборот (не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание). В общественном производстве люди независимо от своей воли, с необходимостью вступают в производственные отношения, которые образуют “базис” общества. В их основе лежит отношение к собственности на средства производства. Базисные отношения в свою очередь влияют на “надстройку”, которая состоит из политических, правовых, религиозных, моральных и др. отношений людей. Поскольку базис общества непрерывно изменяется, изменяется само производство, то меняется и надстройка общества. Совокупность исторических отношений базиса и надстройки называется «общественно-экономическая формация». В самом общем виде в концепции Маркса выделяется три формации: доклассовая, классовая и бесклассовая. Общество закономерно и естественно двигается к бесклассовой формации, т.е. к коммунизму.

Огюст Конт - известнейший французский философ, основатель школы «позитивизма» и науки «социология». Он отвергал идеи классической философии как науки о первоначалах бытия. Вся “старая” философия от греков до Гегеля объявляется Контом “спекулятивной”, т.е. ненаучной, необъективной. По мнению французского мыслителя, никаких первопричин бытия нет и быть не может. Есть явления в мире, которые и должны познавать науки, опираясь на методы, которые они сами же и вырабатывают (например, у химии свои методы, у математики – свои и т.д.). Общество должна изучать новая наука - социология. Общих методов, действующих во всех науках, по мнению Конта, не существует.

В своих работах философ выделяет три стадии интеллектуальной эволюции человечества: теологическую, метафизическую и позитивную (научную). На первых двух стадиях человечество объясняет мир неверно, через сверхъестественные причины или выдуманные абстракции. На последней стадии, опираясь на наблюдения и эксперимент, а также на законы формальной логики, человечество способно понять действительные законы явлений. Новая позитивная философия, по Конту, должна обобщать данные естественных наук, их главные результаты и методы, тем самым помогая возникновению нового знания и общественному развитию.

Феноменология. Основные принципы феноменологической философии были разработаны немецким философом Эдмундом Гуссерлем. Согласно Гуссерлю, материальные предметы служат средством трансляции смысла, но не обладают смыслом сами по себе. Смысл возникает только тогда, когда направленное на предмет сознание начинает его «образовывать». Постоянная направленность сознания на предметы, называемая “интенциональностью”, выступает его главной характеристикой. Сознание всегда ннтенционально, т.е. направлено на что-либо.

В своей деятельности, как теоретической, так и практической, человек “наивен”, так как не видит тех “смыслов”, которые сам вносит в осознаваемые им предметы. До всех наук и теорий существует жизненный мир - наивная повседневная жизнь, которая и есть источник всех теорий и понятий науки. Этот жизненный мир наполнен “смыслами” сознания, через которые мы воспринимаем различные объекты. Объективной реальности, независящей от нашего сознания, просто не существует. Сознание человека объясняется из самого себя, обнаруживает себя как феномен (отсюда название учения).

Философия жизни - направление, сложившееся в конце XIX в. и достигшее пика своей популярности в Европе в 20-30-е гг. ХХ в. У истоков философии жизни находится творчество А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, а развивали его такие известные ученые, как В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, О. Шпенглер. Уже само название указывает на центральное понятие данного направления - «жизнь». Жизнь – это первичная реальность, понимаемая как целостный процесс, непрерывное творческое становление “живого”. Жизнь противостоит нежизни, всему неорганическому, неразвивающемуся, застывшему. Поскольку “жизнь” находится в постоянном движении и противоречии, наука не может быть эффективным средством ее познания. На первое место в философии жизни выходят не рациональные, а интуитивные формы познания (интуиция, символическое и образное познание и проч.).

Философская антропология как школа западной современной философии возникает в начале XX в. У истоков этого направления стояли немецкие философы Макс Шелер, Гельмут Плеснер, Арнольд Гелен. Шелер считал, что человек, в отличие от животных, может освободить себя от давления биологических потребностей. Он способен сказать “нет” влечениям и инстинктам, которые получил от природы. У человека есть внутреннее «Я», самосознание. По мнению Плеснера, человек может осознавать себя как мыслящую плоть, чего нет у животных. Гелен в своих работах говорит о единстве человеческого рода поверх всех расовых, национальных, этнических и других особенностей. В целом философская антропология призывает к отказу от биологизаторских концепций сущности человека, делая акцент на его духовных и творческих основах.

Экзистенциализм (от лат. existential - существование) - иррационалистическое направление современной мысли, возникшее в начале 20-х гг. прошлого столетия в Германии и Франции. Истоки экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя С. Кьеркегора, а его классиками считаются немецкий философ М. Хайдеггер, французские философы Ж.-П. Сартр, А. Камю и др. Для всех экзистенциалистских учений характерно выдвижение на первый план абсолютной уникальности человеческого бытия. Человек сначала существует (думает, чувствует, живет), а потом уже определяет себя в мире. Сущность человека определяется им самим, ибо он хочет быть таким, а не иным, он стремится к своей индивидуальной цели, творит себя, выбирает свою жизнь. Ему может казаться, что мир рационален, что в нем действуют некие общие законы, что в развитии мира, истории, культуры есть некий смысл. На самом же деле его окружает абсурдный, чуждый, бессмысленный мир, и такова вся человеческая жизнь. Существующий объективный мир в сознании каждого человека - свой и только свой. Мир преображается, когда мы его осознаем сквозь призму своей воли, своих целей. В этом смысле человек преобразует мир, придает ему значимость.

Прагматизм — философия дела, действия, учение, возникшее в 70-е гг. XIX в. США. Его основателями были известные философы - Чарльз Пирс, Уильям Джемс и Джон Дьюи. Прагматизм анализирует деятельность человека с точки зрения ее эффективности в достижении практически полезных результатов. Отсюда знаменитое утверждение: “Истина - то, что полезно”. Если некая научная идея способна вести сквозь жизненный хаос, помогает человеку жить, это - истинная идея. Если идея способна завести в тупик, создает трудности, мешает жить — это ложная идея. Авторитеты здесь не нужны, лю­бая идея проверяется практикой. Наука - это инструмент для осуществления интересов людей, поставленных ими целей.

Философия психоанализа (фрейдизм) – направление иррационализма, основателем которого является австрийский психолог и психиатр 3. Фрейд. Наиболее выдающиеся последователи Фрейда - А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм. Классическая психоаналитическая доктрина Фрейда предполагала изучение скрытых основ души человека. Ее представители полагали, что огромную роль в жизни человека и общества играет бессознательное - сфера влечений, инстинктов, неосознанных представлений. Бессознательное состоит, прежде всего, из:

1) сексуальных инстинктов — либидо (Фрейд);

2) инстинкта превосходства над другими людьми, который позволяет компенсировать чувство неполноценности (Адлер);

3) “архетипов” коллективного бессознательного, т.е. безличных образов, схожих у всех людей (Юнг);

4) “первичных позывов” жизни и смерти, агрессивных комплексов, комплексов одиночества и т.д. (Фромм).

Бессознательное может быть источником как творческих, так и разрушительных тенденций в обществе. Согласно этому учению, не только большинство действий человека, но и все исторические, культурные явления зависят от глубинных, подсознательных влечений и комплексов. Mетодология психоанализа требовала при познании явлений социума исходить из позиций бессознательных механизмов, лежащих в основе феноменов религии, искусства, науки, политики, морали.

Западную религиозную философию обычно представляют такие философские школы, как персонализм, христианский эволюционизм, неопротестантизм, неотомизм. Центральная проблема современной религиозной философии — проблема человека. Как относится человек к Богу? Какова его миссия в истории, в чем смысл бытия человека, смысл скорби — явлений, которые несмотря на научно-технический прогресс так распространены? Большое внимание религиозная философия уделяет проблемам сочетания веры и разума, науки и религии, возможности синтеза философии, теологии и науки при определяющем влиянии теологии.

Философская герменевтика. Само понятие “герменевтика” обозначает искусство понимания, истолкования текстов, памятников прошлого. В философии XX в. этим словом обозначается учение о понимании и научном постижении сферы культуры, и шире — человеческого духа.

У истоков герменевтики стоят Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, и Г. Гадамер - наиболее яркий и поздний представитель школы. Гадамер, ученик Хайдеггера, полагал, что основная задача философии — это практика толкования и осмысления “текста”. При этом “текст” - это не просто буквы на страницах книги, это сама культура. Все знания человечества о мире можно рассматривать как “текст”, т.е. это жизнь человечества, которую и следует понять.

Главной категорией герменевтики является «понимание». Понимать — это значит проникать в механизм жизни, теоретически и опытно познавать ее. Понимание — это не просто черта познания в ряду других, это характеристика самого существования человека, способ его бытия. Понимание, согласно Гадамеру, - это метод проникновения в смысл «текста», в ходе которого “понимающий субъект” не занимает место автора, чье произведение анализируется, а напротив, осмысливает текст с позиции реальных проблем своего времени. Понимание обусловлено историческим контекстом, который называется “предпониманием”. Понимающий человек не может быть свободен от различных предпосылок, ведь познает не абстрактный субъект, а конкретный человек, разделяющий стереотипы мышления своего времени, имеющий свой взгляд на мир.

Таким образом, понимание имеет универсальный характер. Это и метод философии, и способ существования познающего, действующего и оценивающего человека.

Аналитическая философия — это направление в западной философии XX в., заключающее ряд теорий. Наиболее известны концепции Б. Рассела, Л. Витгенштейна, философов “Венского кружка” (Р. Карнап, М. Шлик и др.). Предметом анализа в аналитической философии стали языковые средства науки, обыденный язык и язык философии. Представители данного направления считали, что большинство философских проблем возникает в результате многозначности и неверного понимания языковых терминов. Это означает, что философия не есть содержательная наука о какой-либо реальности, а род деятельности, преследующий две основные цели:

1) устранение из науки всех псевдопроблем и не имеющих смысла рассуждений, которые возникли из-за неправильного употребления языка;

2) обеспечение с помощью аппарата математической логики построения идеальных моделей осмысленного рассуждения.

Для решения научных и философских проблем надо использовать искусственные языки, так как они однозначны, четки и непротиворечивы (как, например, языки формальной логики или математики).

Поскольку научные положения должны выражать общезначимые истины, был выработан принцип проверки истинности научных суждений — принцип верификации, суть которого состоит в следующем: истинность любой гипотезы может быть доказана при помощи либо опыта, либо связанного логического доказательства на основе опыта. Предположения, которые не могут быть проверены опытным или косвенным путем, выводятся из состава науки.

Постмодернизм. Данным термином в философии обозначают ряд концепций западных философов середины — конца XX в. Большинство из них франкоязычные — Ж. Деррида, Ж. Батай, Р. Барт, П. Рикер, М. Фуко и многие другие.

Суть всех этих концепций состоит в ожесточенной критике всей классической философии Запада. Постмодернизм окончательно рвет с ее установками, отрицает ценности прошлого, отвергает любые концепции исторического прогресса, идеального общества, а также рационально обоснованные теории самосовершенствования человека. Взамен этого постмодернисты предлагают не создавать никаких новых идеалов вместо уже отвергнутых старых, выводя на первый план свободу творчества и личности везде и во всем без границ. Они требуют отказаться от прежнего языка общих понятий, заменив его системой особых знаков мгновенного эмоционального состояния людей, обозначающих сиюминутное отношение человека к данной ситуации (симулякры). Во всех сферах культуры и общества “хаос” должен заменить “порядок” – следует признать факт сосуществования множества культур, между ко­торыми должны быть стерты все грани. Так же и в оценках интеллекта и способностей людей следует стереть все грани между гением и посредственностью, героем и толпой и т.д. Задача философии постмодерна - это интерпретация различных культур, а не поиск истины, не познание человека.

 

ЛЕКЦИЯ 3. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

 

Учение о бытии

 

Онтология – учение о бытии и его формах – является наряду с гносеологией (теорией познания) одним из базовых разделов системы философского знания.

Бытие – наиболее фундаментальная категория философии, лежащая в основании любой философской системы. Это – предельно общее понятие о реальности. Оно необходимо для того, чтобы придать нашей картине мира целостность и стабильность.

Бытие – нечто тождественное во всех различных вещах и явлениях, общее свойство вещей «быть».

Как самостоятельное понятие «бытие» возникает в античности у элейцев (Парменид). Идеи о подлинном и неподлинном бытии в классическом виде развиваются в учении Платона о «мире вещей» и «мире идей». В Средневековье бытие рассматривается с религиозных позиций – единственным истинным бытием объявляется Бог, человек же обладает вторичным, сотворенным бытием. В Новое время с развитием научного знания бытие начинает отождествляться с предметным миром вещей, противостоящим человеку. Начиная с XVII в. проблема бытия уступает свое центральное место теории познания, однако в ХХ в. философия вновь возвращается к данной проблеме. Многие мыслители современности приходят к выводу о том, что бытие мира может раскрыться только через бытие человека и никакая безличная наука не может привести к этому (экзистенциализм, философия жизни, феноменология, герменевтика и т.п.).

Очевидно, что бытие является основанием всех типов реальности и охватывает различные ее виды. Так, выделяют материальное и духовное бытие, человеческое и социальное бытие и т.д.

С понятием бытия в истории философии тесно связано понятие материи.

Материя (от лат. – вещь) – категория, обозначающая вещественное начало мира в отличие от духовного, объединяющая все многообразие предметов окружающего мира, существующих во времени и пространстве, находящихся в движении и развитии.

Существует два вида материи:

1) вещество (прерывно, внутренне расчленено, обладает массой покоя);

2) поле (внутренне непрерывно, связывает частицы вещества).

Выделяют также уровни материи:

- неживая природа;

- живая природа;

- общество.

Основными атрибутами (неотъемлемыми свойствами) материи являются пространство, время, движение, системность, отражение. Остановимся на них подробней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: