Основные направления и школы философии. Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия является одним из важнейших этапов развития западной философии по богатству и значимости содержащихся в ней идей. Представителями данной школы являются: Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Андреас Фейербах.

Основные идеи Канта связаны с теорией познания. Если философы Нового времени считают, что разум человека всесилен, его возможности безграничны, то Кант производит переворот в таком понимании значения разума. Он приходит к выводу об ограниченности разума сферой человеческой практики, практической жизнью людей и, прежде всего, моралью и религией.

Согласно Канту, по содержанию все знания проистекают из ощущений, однако по форме человеческое знание исходит не из опыта отдельного человека, а из опыта всего человечества. Эти формы знания - прежде всего пространство и время, в которых все люди воспринимают реальный мир. Но пространства и времени объективно не существует. Следовательно, человек воспринимает мир не таким, какой он «сам по себе», вне и независимо от человека, а таким, каким он предстает перед нами. Этот мир - «мир для нас», связан с «миром в себе», но мы никогда не перешагнем грань, разделяющую эти миры. Человек не в состоянии познать истинную суть вещей, но он может и должен верить в то, что непостижимо разумом (Бога, свободу, красоту, добро и т. п.). Разум у Канта как бы дополнен верой.

Широко известны этические исследования Канта. Философ выводит формулу морали для всех людей, которую называет «категорическим императивом»:

1. Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

2. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и лице всякого другого как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Иоганн Готлиб Фихте развивал дальше идеи Канта, которого считал своим учителем. В своих работах Фихте говорит о том, что сознание в своей деятельности порождает, создает себя и проходит ряд стадий. Оно активно и способно творить мир. Центральное место в этическом учении Фихте занимает понятие «свобода». Каждый человек наделен свободой, но, живя среди других людей, он должен ограничить ее, признавая свободу другого (так рождается право). Главным моральным убеждением человека, считал Фихте, должна быть мысль, что граница нашей свободы - свобода другого человека. Истинно свободен тот, кто всех вокруг себя делает свободными. Мы свободны, но мы и ответственны. Ответственность в том, чтобы понять свое место в мире, понять свое назначение и следовать ему, стремиться быть полезным обществу. Поступая так, человек живет морально.

Ученик Фихте Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг в ряде своих работ подчеркивал, что объективный мир (природа) есть примитивная поэзия. Лучшие произведения человеческого искусства создаются по тем же закономерностям, что и произведения космических сил, т.е. природы. Отсюда, ключом к познанию бытия является философия искусства, а само искусство оказывается «единственным и вечным Откровением». При этом искусство использует интуицию, оперирует не понятиями (как наука), а образами. Бог, по мнению Шеллинга, выступает как творец-художник, создавший мир, осмыслить который мы можем только как художественное произведение, используя интуитивные методы познания в философии.

Против такого понимания философии и ее методов выступил Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Великий немецкий философ определяет философию как науку, которая не может пользоваться интуитивно-образными методами познания мира. Суть вещей «схватывается» в понятиях, а не в образах. Следовательно, человеческое мышление должно быть строго понятийным.

Бытие в целом, реальность, Гегель понимает как некую творческую идеальную сущность – Дух (Абсолют). Философия - наука о всеобщих законах Духа, сотворившего историю, человека, природу, общество и т.д. Изучение этих законов и есть цель философии.

Методом истинной философии мыслитель считал диалектический метод познания в понятиях. Мир пронизан общими для природы, общества и мышления законами, которые доступны для познания людей. Бытие разумно и подчиняется трем основным законам диалектики как учения о всеобщем развитии:

1. Закону единства и борьбы противоположностей.

2. Закону взаимоперехода количества и качества.

3. Закону отрицания отрицания.

Критерием прогресса в истории Гегель считал степень свободы в обществе, и прежде всего свободы мышления. В этом плане философ весьма высоко оценивал современную ему прусскую монархию.

Людвиг Андреас Фейербах в своей философской эволюции прошел путь от гегельянства до материализма механистического толка. Важнейшее место в философии Фейербаха занимает анализ и критика религии. Он отмечал, что религия играет важную роль в человеческой истории, и ее нельзя просто отбросить, но можно преодолеть, разобравшись в ее происхождении и сущности. Мыслитель показал, что возникновение религии связано не только и не столько с невежеством людей, сколько с самой «природой человека» и условиями его жизни. Бессилие человека по отношению к неподвластным его воле природным стихиям приводит к тому, что он ищет утешение в создаваемых им самим фантазиях (так рождаются образы богов).

Придя к выводу о родстве религии и философской системы Гегеля, Фейербах отказывается от гегелевской диалектики и занимает материалистическую позицию. Как материалист, он полагает, что философия должна начинаться с признания реальности бытия как такового, т.е. как природы или материи. Человек рассматривается как психофизиологическое существо, одновременно являющееся материальным и разумным.

Движущей силой человеческой деятельности является стремление к счастью. Но человек не может быть счастлив вне человечества и вообще существовать вне человечества, поэтому стремление к собственному счастью заставляет человека выйти за рамки эгоизма и заботиться о счастье всего человечества.

Идеи Фейербаха способствовали дальнейшему развитию мате­риализма и атеизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: