Сознание и познание. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

 

Сознание – один из самых неоднозначных объектов научного исследования. Оно невидимо, не имеет массы и формы и т.д., однако, безусловно, существует, обладая особым, духовным бытием.

Сознание – философская категория, обозначающая разнообразные формы и проявления духовной реальности человека, внутренний мир его чувств, мыслей, переживаний, идей и т.д..

В философии принято объяснять сознание с двух позиций – материалистической и идеалистической.

В материалистической традиции сознание понимается как свойство высокоорганизованной биологической материи (человеческого мозга) отражать мир.

В идеалистической трактовке сознание понимается как первичное, достоверное бытие (реальность материи здесь ставится под сомнение, а окружающие нас вещи объявляются существующими только в восприятии и мышлении).

Основными свойствами сознания являются:

- идеальность (сознание невозможно измерить с помощью приборов);

- направленность (сознание всегда направлено на что-либо);

- активность (сознание не только отражает мир, но и способно вырабатывать различные идеи).

Основными формами сознания являются:

- индивидуальное – целостная система проявлений внутреннего мира отдельного человека;

- общественное – система чувств, взглядов, теорий, идей, отображающих жизнь общества (в виде морали, права, политики и т.д.).

В структуре сознания можно условно выделить четыре раздела:

1. Ощущения, представления, получаемые при помощи органов чувств;

2. Мышление, логические операции;

3. Эмоции, чувства, переживания;

4. Высшие мотивы (ценности, воображение, творчество).

Одной из неотъемлемых характеристик природы человека является потребность в знаниях, обусловливающая стремление к познанию.

Познание – творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире.

Субъектом познания (тем, кто познает) является человек или общество в целом.

Объектом познания (тем, что познается) является бытие в целом или какая-то его часть.

В гносеологии выделяют два основных уровня познания – чувственный и рациональный.

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти органов чувств человека – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Формами чувственного познания являются:

1. Ощущение – элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета.

2. Восприятие – более сложный чувственный образ, отображающий не отдельные свойства, а их систему.

3. Представление – наиболее сложный чувственный образ предмета, возникающий в сознании в отсутствие этого предмета.

Рациональное познание – специфическая форма постижения объективных закономерностей действительности, лежащих за пределами чувственного и эмоционального опыта человека. Формами рационального познания являются:

1. Понятие – мысль, отражающая в форме непосредственного единства существенные свойства и связи предметов, явлений.

2. Суждение – утверждение или отрицание чего-либо при помощи понятий.

3. Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одних суждений выводятся другие.

Подробнее о рациональном познании и его роли в научном исследовании речь пойдет ниже.

Следует отметить, что реальный процесс познания не осуществляется как чисто рациональный: он всегда переплетается с элементами иррационального. В самом общем виде, иррациональное - находящееся за пределами разума, несоизмеримое с логическим мышлением. К иррациональному относятся предрассудки, эмоции, подсознательные влечения, интуиция, мистические озарения и т.д. Осознание присутствия в научном познании иррационального способствовало появлению в гносеологии XX в. сомнений относительно представлений классического рационализма о всесилии, всевластии человеческого разума. Было признано, что разуму недоступны те формы опыта, которые неотчуждаемы от личности, в силу чего их нельзя заменить рациональным моделированием. Это относится ко всякому личностно-экзистенциальному содержанию опыта, но прежде всего к опыту религиозного верования. Многие современные теории познания уже не признают безусловного приоритета рационального перед формами иррационального познания. Наряду с научным знанием, признается существование религиозного, мистического, оккультного, художественного знания.

Проблема иррационального в познании рассматривается в философии позднего Шеллинга, Шопенгауэра, Кьеркегора, Ницше, Бергсона и др. Ограничивая или отрицая возможности разума в процессе познания, они признают алогичный и иррациональный характер самого бытия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: