Научные, философские и религиозные картины мира

Научные картины мира

Огромное практическое значение науки в XX в. сделало ее той областью знания, к которой массовое сознание испытывает глубокое уважение - рисуемая ею картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности. Действительно, наука претендует на роль бесстрастного и точного «зеркала», отражающего мир в строгих понятиях и математических вычислениях. Однако за привычным, коренящимся еще в эпохе Просвещения доверием к выводам науки, мы часто забываем, что наука - развивающаяся и подвижная система знаний, что способы видения, присущие ей (парадигмы) – изменчивы. Это означает, что сегодняшняя картина мира не равна вчерашней.

XX в. век стал веком коренной смены парадигм научного мышления и радикального изменения естественнонаучной картины мира. Вплоть до начала века в науке господствовала возникшая в Новое время ньютоновско-картезианская парадигма - система мышления, основанная на идеях И. Ньютона и Р. Декарта. Согласно ей, материальный мир можно описать объективно, не включая в описание человека-наблюдателя с его специфической позицией, с его субъективностью.

В начале XX в. был сделан целый ряд открытий, в корне изменивших видение мира современным естествознанием. Теория относительности А. Эйнштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами, работы Нильса Бора, исследования в химии, биологии, психологии и других науках показали, что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представлялось механистической науке, и что сознание человека изначально включено в само наше восприятие действительности. "Антропный принцип" означает: мир таков, каков есть, потому что это мы глядим на него, и всякое изменение в нас, в нашем самосознании меняет картину мира. "Чисто объективное" ее описание - невозможно.

Современная научная картина мира весьма динамична и противоречива. Далее обратимся к картинам мира, которые не меняются веками и служат объяснением устройства мироздания для многих поколений. Они качественно иные и обращены к сложному взаимодействию мира людей и мира высших сил.

 

Философские картины мира

 

Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения «мир – человек» или «человек – мир». На этом различении строятся две ведущие линии в философском знании, которые можно условно назвать объективистской и субъективистской.

Объективистские концепции, независимо от того, являются они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, полагая, что он так или иначе объективен, т.е. не зависит в своем существовании и качествах от желаний субъектов и человеческого способа видения. Яркими примерами объективистских концепций были философские системы Гегеля и Маркса. Учения этого типа очень высоко ценят роль познания в жизни людей, так как считают, что рациональное знание непосредственно связывает нас с истиной и показывает мир таким, как он есть.

Согласно субъективистским концепциям, мир, общий для всех живущих субъектов, заменяется на множество "мирков". Я - сам себе Вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, вся иная действительность преломляется через мое уникальное "я", и потому вообще трудно сказать, может ли существовать что-нибудь объективное. Яркими примерами субъективизма выступают такие философские учения, как феноменология и экзистенциализм.

Таким образом, важнейшей философской проблемой был и остается вопрос: что в мире - от нас, и что - от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Чтобы не впадать в крайности, можно сказать, что мир, в котором протекает наша жизнь - это сплав субъективного и объективного, того, что зависит, и того, что не зависит от нас. Философская картина мира - это картина, включающая сложное переплетение человеческого и внечеловеческого, материального и духовного и т.д.

Религиозные картины мира

 

Слово religio означает по латыни благочестие, святость и восходит к глаголу relgare - связывать, соединять. Очевидно, в этом случае речь идет о связи с иномирностью, с другими измерениями бытия. Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носит производный, тварный характер, по сути своей - вторична. Она - результат или проекция другой настоящей, истинной реальности - Бога или богов.

Центральный пункт любой религиозной картины мира - образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая реальность. Ни одна религиозная картина мира также невозможна без культа – особой духовной практики, призванной соединить верующего с высшим миром.

Пространство в религиозных картинах мира удвоено: это пространство обычного эмпирического мира, где живем мы с вами, и пространство запредельное (например, Небо и адские слои). Время может быть выстроено как циклично, так и линейно. Так, например, буддизм рассказывает нам о периодах космического времени, которые носят название "кальпы". Каждая кальпа длится 4 миллиарда 320 миллионов лет, после чего происходит сгорание Вселенной. Причиной гибели мира всякий раз становятся накопленные грехи живых существ. Кальпы делятся на меньшие циклы - юги: Крита-юга, Трета-юга, Двапара-юга и Кали-юга, которая называется также Железным веком, и в которой мы пребываем сейчас. Для христианства мировое время оказывается выстроенным линейно. История - это путь, который имеет свое начало, череду важных промежуточных этапов-событий и венчается концом. История не циклична, не бессмысленна, она следует в определенном направлении, и направление это определено Богом. Сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа - те вехи пути, которые уже миновали. Грешное человечество направляется к следующей вехе - второму пришествию и Страшному суду, после которых все в корне изменится, в том числе исчезнет нынешнее человеческое время: последовательность убегающих дней, заставляющих людей стариться и умирать.

Что касается места человека в различных религиозных картинах мира, то здесь его судьба, как правило, выглядит довольно трагично. Так, в буддизме человек принадлежит к низшим ступеням мира форм и подчинен закону кармы - причин и следствий. Всякий раз конкретная форма распадается, тело умирает, но причины, созданные поведением человека при жизни, определяют, где и кем ему снова родиться. Душа возвращается в мир, исполненный страданий, и пожинает плоды своего прошлого поведения, хотя и не помнит, чем провинилась прежде. Поскольку земная жизнь - это сплошное страдание (болезни, утраты, разочарования, смерть), постольку высшая цель для человека - "остановить колесо сансары", прекратить цепь перерождений, которая тянется в дурную бесконечность. Мудрец желает стать Буддой, т.е. просветленным, тем, кто способен отказаться от желаний, порождающих страдания, и перейти в состояние нирваны - вечного блаженного покоя, при котором личность растворяется во Вселенской пустоте. Потеря личности, индивидуальности, обладающей желаниями - важнейшая цель человека. Христианство, как никакая другая религия рассматривает бытие человека в качестве трагического и разорванного. Грех Адама и Евы выбросил человечество из райских рощ на землю, в мир, полный тягот, несовершенства и смерти. Грешен любой человек, даже новорожденный младенец, который наследует первородный грех уже в силу того, что рожден на земле плотскими родителями и потому несет в себе зерна всех страстей, плодящих зло. Всех людей ждет впереди Страшный суд, который определит посмертную судьбу каждого. Воскрешенные Господом в теле (а душа и тело для христианства едины), одни обретут вечное блаженство, другие - вечные муки. Поэтому тот, кто хочет получить бессмертие в раю, должен следовать всем нравственным поучениям христианской церкви, твердо верить в основные положения христианства.

Таковы религиозные картины мира, тесно связанные с религиозным мировоззрением.

 

 

ЛЕКЦИЯ 5. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: