Один из наиболее спорных вопросов в современной науке – вопрос о происхождении человека (антропогенез). В настоящее время существует три основные теории антропогенеза:
1. Теория креационизма. В ней утверждается, что человек является творением сверхъестественного существа (религии и мифы).
2. Эволюционная теория. Согласно ей, человек произошел от обезьяны в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора (Ч. Дарвин).
3. Космическая теория. В соответствии с ней, человек имеет инопланетное происхождение (потомок или плод экспериментов). Из всех перечисленных данная теория наименее популярна среди ученых.
Природа человека настолько сложна, противоречива и разнообразна, что невозможно до конца исчерпать ее простым перечислением, т.е. дать классическое родово-видовое определение. Однако большинство современных философов сходятся в том, что человек живет одновременно в двух мирах – природном и общественном, являясь БИОСОЦИАЛЬНЫМ существом. Таким образом, в качестве рабочего определения можно дать такое.
|
|
Человек – биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами.
В рассуждениях о человеке в философии часто употребляют понятия индивид, индивидуальность, личность. Данные понятия раскрывают различные стороны природы человека.
ИНДИВИД (от лат. individuum - неделимое) – любой представитель человеческого рода безотносительно к его уникальным качествам. Другими словами, индивид – это как бы «атом» общества.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимая совокупность свойств, отличающих одного человека от другого (на биологическом уровне это могут быть гены, отпечатки пальцев и т.п., на психическом – темперамент и проч.)
ЛИЧНОСТЬ – уникальный человек в аспекте его социальных качеств.
Личность может быть рассмотрена в двух основных аспектах:
- в ролевом аспекте она предстает как система социальных ролей (так, ребенок, рождаясь индивидом, становится личностью в процессе социализации);
- в сущностном аспекте она предстает как духовное богатство и неповторимость человека (в этом случае трудно назвать личностью первобытного человека или современного представителя «массового общества»).
Человек и природа
Под природой в науке принято понимать совокупность естественных условий существования человека и общества.
В античности природа есть космос, сосредоточение логоса, идеал смысловой упорядоченности и совершенства, к которому принадлежит и сам человек. Природа неизмеримо превосходит человека, который должен стремиться жить в согласии с ней.
|
|
В христианской цивилизации складывается иное, во многом противоположное понимание природы. Христианство противопоставляет дух природе, рассматриваемой только как нечто материальное, более низкое и преходящее. Не природа неизмеримо превосходит человека, а человек, понятый как сотворенный и одухотворенный Богом, возвышается над ней. Не природный, а трансцендентный мир выступает символом совершенства и смысловой упорядоченности.
В эпоху Возрождения наблюдается частичный возврат к идеалам античности. Возникает культ природы, отлившийся впоследствии в многообразные формы, начиная от лозунга "назад к природе" (Руссо) и кончая идеей "естественного права", этой протоформы концепций гражданского общества и правового государства. Эта линия не прерывается и до сего времени, усиливаясь во второй половине XX в. в связи с возникновением глобальных проблем современности.
С Нового времени, однако, возрождается в секуляризированной форме и христианская идея превосходства над природой, ее покорения и эксплуатации, что явилось одним из источников деятельностной парадигмы.