Взятое в целом, научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание); рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений.
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента и его форм (понятий, теорий, законов и других сторон мышления). Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей.
Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии свое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.
|
|
Основными формами научного знания являются проблема, гипотеза и теория.
Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.
Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.
Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Большинство сложностей для науки возникает в процессе перехода от гипотезы к теории. Чтобы проверить гипотезу и доказать ее или отбросить как неверную, используются определенные способы, правила, приемы, процедуры, называемые методами.
Научный метод – это система строгих правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект.
Подобно уровням научного познания, все имеющиеся методы можно разделить на эмпирические и теоретические.
Основой эмпирических методов является чувственное познание и данные приборов. К ним относят:
- наблюдение (целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них);
- эксперимент (изучение явлений в контролируемых управляемых условиях);
|
|
- измерение (определение отношения измеряемой величины к эталону);
- сравнение (выявление сходства или различия объектов или их признаков) и т.д.
Теоретические методы опираются на рациональное познание и различные логические процедуры. К ним относят:
- анализ (процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части);
- синтез (соединение различных сторон, частей предмета в единое целое);
- абстрагирование (отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны);
- моделирование (создание и изучение объекта-заместителя (модели) с целью получения об объекте-оригинале новых знаний);
- идеализация (создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих в ней прообраз);
- дедукция (движение ума от общего к частному);
- индукция (движение ума от частного к общему) и т.д.
Рост научного знания
Важнейшей характеристикой научного знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. В современной западной философии проблема роста, развития знания особенно ярко представлена в таких течениях, как эволюционная эпистемология и постпозитивизм.
Эволюционная эпистемология - направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которого - выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе и, в частности, построение на этой основе теории эволюции науки. Эволюционная эпистемология стремится создать обобщенную теорию развития науки, положив в основу принцип историзма, и пытаясь опосредовать крайности рационализма и иррационализма, эмпиризма и рационализма, когнитивного и социального, естествознания и социально-гуманитарных наук и т.д. Один из наиболее известных и продуктивных вариантов рассматриваемой формы эпистемологии - генетическая эпистемология швейцарского психолога и философа Ж. Пиаже.
Особенно активно проблему роста научного знания разрабатывали, начиная с 60-х ХХ сторонники постпозитивизма – Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Стивен Тулмин и др. Обратившись лицом к истории, к развитию науки, постпозитивисты стали строить различные модели такого развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных изменений, совершающихся в мире. Центральное место в философии постпозитивистов занимает история возникновения, развития и смены научных идей и теорий.