IV. Практическое применение устава о посте: некоторые замечания

 

Завершая анализ уставных указаний о Рождественском посте, прежде всего необходимо сделать следующее замечание. Список почитаемых праздников, содержащихся в печатном Типиконе (см. выше Ι.3. Б), содержит только памяти древних святых. Это неудивительно – в основе Типикона лежат уставы тысячелетней давности. Но среди святых ноября-декабря немало и новых русских памятей, которые также должны быть включены в разряд особо почитаемых. Можно указать на памяти: святителя Филарета Московского (19.11 ст. ст. / 2.12 н. ст.), святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия (23.11 ст. ст. / 6.12 н. ст.), освящения церкви великомученика Георгия в Киеве («Юрьев день»: 26.11 ст. ст. / 9.12 н. ст.), явления иконы Божией Матери «Знамение» (27.11 ст. ст. / 10.12 н. ст.), священномученика Серафима (Чичагова) (28.11 ст. ст. / 11.12 н. ст.), священномученика ИларионаВерейского (15.12 ст. ст. / 28.12 н. ст.), праведного Иоанна Кронштадтского (20.12 ст. ст. / 2.01 н. ст.; совпадает с памятью святого Игнатия Богоносца), святителя Петра Киевского, Московского и всея Руси (21.12 ст. ст. / 3.01 н. ст.). Большим почитанием пользуются памяти великомученицы Екатерины (24.11 ст. ст. / 7.12 н. ст.), святителя Спиридона Тримифунтского (12.12 ст. ст. / 25.12 н. ст.), несмотря на то, что устав указывает им службу без особого празднования. Напротив, память святых Пяточисленных мучеников – Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (13.12 ст. ст. / 26.12 н. ст.), – хотя она и не перечислена в общей главе об уставе Рождественского поста под 14 ноября, имеет полиелей и также должна быть включена в разряд особо почитаемых. В сумме с уже упомянутыми в самом Типиконе памятями получится около 20 дней, то есть ровно половина от всей продолжительности поста!

Из сказанного следует, что даже по строгой букве устава в наступающий Рождественский пост 2017 года мирянам нельзя вкушать рыбу лишь в следующие дни (по новому стилю): 29 ноября, 6, 8, 13, 15, 20, 21, 22, 27, 29 декабря и с 1 по 6 января. При этом и среди перечисленных дат – немало праздничных, в которые могут быть сделаны те или иные послабления, так что наиболее строгий пост сохраняется лишь для четырех дней декабря: 15, 27, 29 (пища один раз в день, без масла) и 21 (пища с маслом), а также нескольких дней января (насчёт их числа могут быть разногласия).

Еще одно, более существенное замечание касается самого понятия «пост». За многие века существования христианства это понятие претерпело серьёзную трансформацию. Когда-то в древней Церкви соответствующим словом обозначали полный отказ от пищи в течение дня, до вечера, а вечером – вкушение как можно меньшего ее количества (ради чего и появилось, например, правило о том, что еда в дни строгого поста подаётся холодной, то есть менее привлекательной). Неупотребление же скоромных продуктов считалось простым «воздержанием». Как ещё писал преподобный Никон Черногорец, «Ино есть пост и ино – воздержание. И пост убо есть еже не коснутися отнюдь ни коей снеди весь день… Воздержание же … подобает всегда хотящим спастися» (Тактикон, Слово 10-е).

Как мы увидели, с развитием монастырских уставов периоды воздержания, в смысле диеты без скоромных блюд, становились длиннее. Но одновременно из-за увеличения числа праздников становилось все меньше по-настоящему постных дней, когда пищу на протяжении целого дня вообще не вкушали. К настоящему времени таких дней даже по букве устава осталось совсем немного (например, выше были перечислены такие дни в наступающем декабре: их всего четыре!), а на практике под «постом» давно понимается только изменение состава блюд, но не их количества. Такое воздержание – в свете мягких, как было показано, предписаний Типикона о Рождественском посте – без особых сложностей может быть соблюдено кем угодно (разумеется, за исключением тех, кто имеет объективные медицинские противопоказания), особенно с учётом сказанного о нем преподобным Никоном Черногорцем. Но следует помнить, что пост предполагает нечто большее.

 

Ссылки:

[1] Текст Типикона не менялся со времен издания 1695 г. (не считая добавления в него нескольких единичных памятей святых), основывавшегося на издании 1682 г., которое, в свою очередь, представляло собой достаточно существенную переработку дониконовского издания 1641 г. Подробнее см.: Крылов Г., прот. Книжная справа Типикона в XVII веке // http://www.bogoslov.ru/text/592807.html.

[2] Таким образом, в отличие от Великого поста, который называется четыредесятницей с некоторой долей условности, так как фактически он продолжается больше 40 дней, Рождественский пост представляет собой четыредесятницу в буквальном смысле слова

[3] Мансветов И.Д. О постах Православной восточной Церкви. М., 1886 (Отдельный оттиск из журнала «Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе», ч. 33, кн. 1). С. 66.

[4] Этот древнейший пост сохраняется в указаниях Типикона до настоящего времени: поев по окончании Литургии Великого четверга – то есть вечером в этот день, – братия должны провести всю Великую пятницу и значительную часть Великой субботы без еды; лишь по окончании Литургии Великой субботы (которая должна служиться поздно вечером в этот день и которая по происхождению есть не что иное, как раннехристианское пасхальное бдение) им предлагают хлеб, вино и финики (а по древнейшим уставам – и пасхальное яйцо).

[5] PG. 48. Col. 752–753.

[6] Ibid. Col. 755–756.

[7] В XVIII веке в католическом мире практика соблюдать пост только в 1-ю неделю Адвента была признана официальной, а в 1917 г. и она была отменена. В настоящее время католические службы периода Адвента имеют некоторые особенности, а сам он понимается как период усиленной молитвы и размышления, но не поста. Подробнее см.: Никитин С. И. Адвент // Православная энциклопедия // http://www.pravenc.ru/text/63488.html.

[8] Nicholas I, Patriarch of Constantinople. Miscellaneous Writings / L.G. Westernik, ed. Washington (DC), 1981 (= Corpus FontiumHistoriaeByzantinae; 20). P. 66.

[9] Le calendrierPalestino-Géorgien du Sinaiticus 34 (Xe siècle) / G. Garitte, éd. Bruxelles, 1958 (= SubsidiaHagiographica; 30). P. 119, 433.

[10] Одна из нескольких различных редакций этого сборника вошла в состав т.н. Афинской синтагмы, с которой еп. Никодимом (Милашем) был сделан русский перевод этих канонов; правило, упоминающее Рождественский пост, находится здесь под номером 20 номером.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konstantinopolskij/pravila_svjatogo_nikifora_ispovednika_c_tolkovanijami.

[11] См.: History of Byzantine and Eastern Canon Law to 1500 / W. Hartmann, K. Pennington, eds. Washington (DC), 2012. P. 161.

[12] Ῥάλλης Γ.Α., Ποτλής М. Σύνταγµατῶνθειῶνκαὶἱερῶνκανόνων. Τ. 4. Ἀθηνῆσιν, 1854. Σ. 577.

[13] Тамже. Т. 2. Ἀθηνῆσιν, 1852. Σ. 89–90.

[14] Вопросоответ 51. См.: Anastasii Sinaitae Opera: Quaestiones et responsiones / Ed. M. Richard (†), J.A. Munitz. Leuven, 2006 (= CorpusChristianorum. SeriesGraeca; 59). P. XVII–LXI, 104–105, а также русский перевод, выполненный А. И. Сидировым по этому изданию: https://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sinait/voprosy-i-otvety.

[15] В интерполированной версии вопросоответ получил номер 64 и очень разросся в объеме, упомянутое место: PG. 89. Col. 668.

[16] Тактикон. Слово 10-е (л. 57 по изданию: Почаев, 1794).

[17] Ῥάλλης, Ποτλής. Σύνταγµα… Τ. 4. Σ. 580–584.

[18] Мансветов И.Д. О постах… С. 11–13. См. также: Скабалланович М.Н. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. К., 1910. Вып. 1. С. 454–455.

[19] Апостолам приписывается установление Рождественского поста и в поучении «Святых апостол и/или святых отец о посте Велицем и о Петрове говении, и о Филиппове» (Čertorickaja T.V. VorläufigerKatalogKirchenslavischerHomiliendesbeweglichenJahreszyklus: AusHandschriftendes 11.–16. JahrhundertsvorwiegendostslavischerProvenienz. Opladen, 1994. S. 225. № 09.7.13), часто встречающемся в древнерусских сборниках для назидательного чтения: «Златой цепи», «Жемчужной матице», «Златоусте»: http://slovo.sobornik.ru/text/zlatoust/zlatoust/zlatoust033.htm.

[20] Ῥάλλης, Ποτλής. Σύνταγµα… Τ. 4. Σ. 565–579.

[21] Там же. Σ. 577, 579.

[22] Там же. Σ. 420.

[23] Тамже. Σ. 488.

[24] См.: Byzantine Monastic Foundation Documents: A Complete Translation of the Surviving Founder’s Typika and Testaments / J. Thomas, A. Constantinides Hero, eds. Washington (DC), 2000. P. 1710–1711.

[25] Ср.: Пентковский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 307.

[26] Byzantine Monastic Foundation Documents… P. 110.

[27] Ibid. P. 226.

[28] Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople, vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. II et III: Les regestes de 715 à 1206 / Par V. Grumel; 2ème éd. par J. Darrouzès. Paris, 1989. P. 478–479. № 1021.

[29] ЦитатаизВальсамона: Ῥάλλης, Ποτλής. Σύνταγµα… Τ. 4. Σ. 419–420; осамомпостановлении: Les regestes… P. 531. № 1089. Точная дата издания постановления неизвестна; в публикациях могут приводиться даты 1166 либо 1168 г., без убедительных оснований.

[30] Cм.: Виноградов А.Ю., Желтов М., свящ. «Первая ересь на Руси»: русские споры 1160-х годов об отмене поста в праздничные дни // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. М., 2018 [в печати].

[31] https://ru.wikipedia.org/wiki/Монастырь_Святого_Иоанна_Крестителя_(Сере).

[32] Byzantine Monastic Foundation Documents… P. 1598.

[33] https://uk.wikipedia.org/wiki/Дванадцять_страв.

[34] Это относится и к таинству Брака: в Греции венчания могут совершаться вплоть до 18 декабря, когда начинается предрождественский пост (в настоящее время Элладская Церковь отмечает Рождество по новому стилю).

[35] Интересный материал для истории Рождественского поста могло бы дать изучение древнейших источников о нем у нехалкидонитов. В отсутствие детального исследования этой темы можно отметить лишь следующее. У армян пост перед Богоявлением (которое не отделено от Рождества) продолжается пять дней (с 1 по 5 января н. ст.) – то есть именно столько, сколько указывает Феодор Вальсамон; при этом он предваряется еще двумя постами: с 19 по 23 ноября и с 10 по 14 декабря, первый из которых (если не оба), вероятно, возник в эпоху крестовых походов под прямым влиянием латинского Адвента. У коптов Рождественский пост продолжается 43 дня (с 25 ноября по 6 января н. ст.), причем первые три дня осмысляются как позднейшее прибавление, так что без них продолжительность поста совпадает с православным; имеются данные об установлении сорокадневного поста перед Рождеством коптским патриархом Христозолом в XI веке – возможно, под византийским влиянием. Некогда сорокадневный Рождественский пост практиковался и у сиро-яковитов; впрочем, он был быстро сокращен до 24 или 25 дней, а с 1946 года, по решению сиро-яковитского патриарха Ефрема I Бар Саума, его продолжительность установлена в 10 дней.

[36] Cм. московские издания «Ока церковного» 1610 года (л. 396), 1633 года (л. 256 об.) и 1641 года (л. 259 об.).

[37] «Око…» 1610 г.: л. 402 об.; 1633 г.: л. 259 об.; 1641 г.: л. 264 об.

[38] «Око…» 1610 г.: л. 79 об.; 1633 г.: 43–43 об.; 1641 г.: л. 73.

[39] «Око…» 1610 г.: л. 85 об.; 1633 г.: отсутствует; 1641 г.: л. 77.

[40] «Око…» 1610 г.: л. 88 об.; 1633 г.: отсутствует; 1641 г.: л. 78 об.

[41] Познакомиться с ней можно, например, здесь: http://nasledie.russportal.ru/knigi/mustav_1910.pdf.

 

28 ноября 2017 г.https://www.pravoslavie.ru/108588.html#_edn1

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: