I. Указания о Рождественском посте в действующем Типиконе

УСТАВНЫЕ УКАЗАНИЯ О СОБЛЮДЕНИИ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

 

Священник Михаил Желтов

 

I. Указания о Рождественском посте в действующем Типиконе

 

В Типиконе, который используется в Русской Православной Церкви в настоящее время[1], содержится целый ряд указаний о том, как соблюдать Рождественский пост. Рассмотрим их подробнее.

 

I. 1. Установлена 40-дневная продолжительность поста:

[Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 1-е «зри»]: Подобaетъведати: яко заyтраначинaемъпостъкъ Рождеству Христову, святую четыредесятницу.

 

<…>

 

[25 декабря, последнее «зри»]: На трапeзеутешeниебрaтии великое… Аще прaздникъ Рождества Христова случится быти въсрeду, или пятокъ: разрешaемъ убо миряне на мясо, монaси на сыръ и яица… От Христова Рождества и до святыхъБогоявлeний, никaкожепостъ, ни коленопоклонениябывaютъ.

Таким образом, Рождественский пост начинается с 15 ноября («заутра начинаем») по юлианскому календарю (или «старому стилю» (далее «ст. ст.»); в ΧΧ–XXI вв. по григорианскому календарю, или «новому стилю» (далее «н. ст.»), эта дата соответствует 28 ноября), а 25 декабря (по ст. ст.; в ΧΧ–XXI вв. это 7 января по н. ст.) его уже нет, то есть он охватывает 16 дней ноября + 24 дня декабря (по ст. ст.), или ровно 40 дней[2].

 

I. 2. В одни дни недели предписано поститься строже, чем в другие:

 

[Глава 33, О разрешении всего лета]: Подобaетъведати: якwвъпостъ… Христова Рождества, во вторникъ, и четвертокъ, рыбы не ядимъ, но елeй и вино точию. Въпонедельникъ, въсрeду и пятокъ ни елeавкушaемъ, ни вина, но постимся до девятого часа, и ядимъвътыя дни сухоядeние. Въ субботы же и недели, ядимъ рыбы.

[ Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 1-е «зри»]: Должниесмывъсeй месяце сохранятивъкоейждо седмице три дни, постящеся от елeа и вина, понедельникъ, срeду и пятокъ.

Из этих указаний следует, что наиболее строгими днями поста должны быть понедельник, среда и пятница. В перечисленные дни положено вкушать пищу только раз в день, причём пищей должно служить «сухоядение» (буквально – «неварёная пища»: хлеб, соленья, сухофрукты), без растительного масла и вина. Вторник и четверг занимают промежуточное положение: растительное масло и вино дозволены. В субботу и воскресенье пост максимально ослаблен: можно есть не только растительное масло, но и рыбу.

 

I. 3. Праздники отмечаются снижением строгости поста:

[Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 1-е «зри»]: Аще случится великий святый, въ того пaмятьразрешaемъ, и творимъ за любовь святому прaздника его рaди, еже есть сего месяца 16, 25, 30 декeмвриа 4, 5, 6, 9, 17, 20 дeнь. Въ те бо дни, аще во вторникъ и въчетвертокъ, ядимъ рыбу. Въпонедельникъ же, въсрeду и въпятокъ, разрешaемъ точию на елeй и вино, рыбы же не ядимъ, кроме хрaма. Аще ли единому отъсихъ во обители хрaмъ, разрешaемъ на рыбу и вино. Введeние же Богородицы въ кийлибо дeнь случится, аще въсрeду, или пятокъразрешaемъ и на рыбы.

 

 

Здесь Типикон устанавливает следующие правила поста в дни праздников:

А) на Введение Пресвятой Богородицы во Храм пост максимально ослабляется – вне зависимости от дня недели соблюдается устав суббот и воскресений (разрешается рыба);

Б) на праздники почитаемых святых: св. апостола Матфея (16.11 ст. ст. / 29.11 н. ст.), священномученика Климента Римского (25.11 ст. ст. / 8.12 н. ст.; в этот же день бывает отдание праздника Введения), св. апостола Андрея Первозванного (30.11 ст. ст. / 13.12 н. ст.), великомученицы Варвары (4.12 ст. ст. / 17.12 н. ст.), преподобного Саввы Освященного (5.12 ст. ст. / 18.12 н. ст.), святителя Николая Мирликийского (6.12 ст. ст. / 19.12 н. ст.), праздник зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной (9.12 ст. ст. / 22.12 н. ст.), свв. пророка Даниила и отроков Вавилонских (17.12 ст. ст. / 30.12 н. ст.), священномученика Игнатия Богоносца (20.12 ст. ст. / 2.01 н. ст.), если они попадут на вторник или четверг, дозволяется рыба, а если на понедельник, среду и пятницу – растительное масло и вино;

В) те же праздники, что и в предыдущем пункте, если они празднуются в монастыре как престольные («аще ли единому от сих во обители храм»), в отношении послабления поста приравниваются к празднику Введения (разрешается рыба в любой день).

 

I. 4. Рождественский пост разделён на два или три периода:

 

[Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 2-е «зри»]: Нецыи же устaвыотъ 9-го числа декeмвриаповелевaютъпоститися, и на рыбы не разрешaти, кроме субботъ, и недель, и хрaма святого. Отъ 20-го же числа, дaже до 25-го, аще и суббота и неделя случится, не разрешaемъ на рыбы.

В первой из этих двух фраз можно увидеть скрытый призыв, со ссылкой на «некоторые уставы», несколько усилить пост после праздника зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной – а именно полностью прекратить вкушение рыбы в дни с понедельника по пятницу, невзирая на памяти почитаемых святых (за исключением одних лишь престольных праздников).

Вторую фразу нередко понимают в смысле соблюдения строгого поста в последние пять дней перед Рождеством Христовым, с 20 по 24 декабря (ст. ст.; по н. ст. – со 2 по 6 января). Однако славянское выражение «от 20-го» числа здесь следует переводить как «после 20-го», то есть исключая само 20-е число. Это следует как из предыдущей фразы (где использовано точно такое же выражение: «от 9-го» – но 9-е, несомненно, праздничный день), так и из процитированного выше эксплицитного указания об ослаблении поста 20.12, на память священномученика Игнатия Богоносца.

 

I. 5. Последний день поста – «сочельник» – имеет свой особый устав пощения:

 

[ Глава 48, Месяцеслов во весь год: 25 декабря]: При часе 7-мъ дне… начинaемъвечeрню … По опyсте же… входимъвътрапeзу, и ядимъварeние со елeемъ, рыбы же не ядимъ. Вино же пиeмъ, благодаряще Бога.

 

[Там же, 1-е «зри»]: Аще случится нaвечерие Христова Рождества въ субботу или неделю… литургия бывaетъ во свое врeмя… По отпущeнии же снедaемъ по уломку хлеба, и от вина вкушaемъмaло, и отходимъвъкеллии свои. При часе же 7-мъ дне начинaемъвечeрню… По отпyсте же… входимъвътрапeзу и ядимъсовершeнно: рыбы же не ядимъ, но со древяномaслиемъ, и сочиво обварено, или кутиюсъмeдомъ: испивaемъ же и вінавъслaву Божию: вънеимyщихъ же странaхъпиeмъ пиво.

 

Трапеза в сочельник разрешается без рыбы, но с растительным маслом и вином (либо, «в неимущих странах», пивом), однако строгость поста должна заключаться в позднем начале этой трапезы: вечером, по окончании службы, то есть примерно в 15–16 часов по-современному счету времени. До этого времени положено не есть вообще ничего.

Если же сочельник попадёт на субботу или воскресенье, то после обычной утренней Литургии вместо обеда разрешается лишь съесть ломоть хлеба и выпить немного вина и дальше ждать до вечера полноценной трапезы с традиционным сочивом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: