Жилища и быт казаков Кубани и Терека

Как известно, до образования в 1860 году (указом Александра II) Кубанского казачьего войска, на территории Кубани несли службу Черноморское казачье войско и Кавказское линейное казачье войско, этнический и социальный состав которых различались. Исторические обстоятельства их появления на Кубани и порядок несения службы также были различными. Черноморское войско привнесло на Кубань обычаи и традиции Запорожской Сечи, расформированной Екатериной II в конце XVIII века, и состояло из казаков-малороссов, во многом сохранивших определенные элементы украинского быта и материальной культуры.

Казаки-линейцы, несшие службу на Старой и Новой линии, происходили от донских казаков, которые в 1794 году заложили на Кубани шесть станиц: Прочноокопскую, Кавказскую, Григориполисскую, Темнолесскую и др. Казаки-линейцы в основном были великороссами, т.е. русскими (выходцами с Дона). В связи с этим первоначально культура линейных казаков формировалась под влиянием материальных и духовных ценностей, обычаев и традиций донских казаков. Это нашло отражение, как в говоре, так и в во внешнем облике линейного казака, форма которого во многом походила на донскую.

Что касается Черноморского войска, состоявшего первоначально из запорожских казаков, то именно традиции Запорожской Сечи оказали заметное влияние на формирование культуры черноморских казаков и нашли отражение, как в устной речи, так и в религиозных обрядах и в обмундировании черноморцев.

Кроме этнических различий, существовали также и религиозные. В то время как черноморские казаки исповедовали православие, линейные казаки в основном являлись старообрядцами.

Приверженность старообрядчеству у линейцев являлась причиной весьма низких темпов как храмового строительства, так и формирования местного духовенства. Именно этот фактор тормозил и развитие просвещения. В то время как в Черноморском войске одним из главных носителей образования были священнослужители, на Линии этот вопрос долгое время оставался открытым. Первые школы возникли здесь только в 1832 году, спустя почти 30 лет после открытия первого учебного заведения у черноморцев[45].

Итак, отметим, что изначально (с момента появления на Кубани) культура черноморцев и линейцев имела ощутимые различия в силу этнического, исторического, религиозного и территориального факторов.

Рассмотрим их подробнее.

Этнический фактор проявился в том, что черноморцы и линейцы принадлежали к разным этносам. Костяк Черноморского казачьего войска изначально составляли запорожцы украинского происхождения, линейцы же в основной массе были русскими выходцами с Дона.

Исторический фактор проявился в том, что черноморцы изначально представляли собой единое войско, сформированное по указу Екатерины II в 1787 году и впоследствии получившее высочайшее разрешение переселиться на Кубань в 1792 году, чтобы нести «охрану и службу пограничную». Что касается линейных казаков, то они заселяли Старую линию не единым войском, а отдельными полками: Кубанским, Кавказским, Хоперским.

Религиозный фактор проявился, как уже отмечалось выше, в различии вероисповедания. Черноморцы исповедовали православие, линейные казаки – старообрядчество.

Относительно территориального фактора следует отметить, что место расселения черноморских казаков было более безопасным, чем линейных, так как их курени располагались не на границе, а вдалеке от нее.

Что касается линейцев, то они жили там же, где и несли службу. Вследствие этого угрозе нападения горцев подвергались не только сами казаки, но и их семьи[46].

Это различие проявилось в устройстве куреней и станиц, в планировке жилищ, в наличии или отсутствии укреплений и т.д.

Черноморские курени, согласно указанию войскового правительства, возводились на местах, указанных казакам по жребию и с самого начала имели правильную планировку (улицы определенной ширины, площадь посередине куренного поселения и т.д.). Почти все казачьи курени, впоследствии ставшие станицами, располагались на удобных для скотоводства и земледелия участках вблизи рек или там, где был источник воды. Одновременно с появлением постоянных казачьих поселений у черноморцев возникают хутора, зимовники, коши, в которых казачьи семьи содержали скот и имели необходимые хозяйственные постройки. Традиции ведения хуторского хозяйства были занесены на Кубань с Украины.

Что касается поселений казаков-линейцев, то они располагались непосредственно вдоль Старой (а затем и Новой) линии, на границе столкновений с горцами, и вследствие этого были лучше укреплены: селения окружались глубоким рвом и земляным валом, обсаженным колючим кустарником. В нескольких местах вал прорезался воротами, которые охранялись караулом. Линейные станицы были несколько крупнее черноморских, в них первоначально селили по 150-350 казачьих семей. Здесь не получило распространение хуторское хозяйство, в отличие от черноморцев.

Жилища черноморских казаков в основном представляли собой турлучные хаты без фундамента, небольших размеров. Зачастую в облике кубанской хаты просматривались украинские элементы: галерея, опоясывающая дом с одной стороны, характерная для жилищ Полтавщины (см. приложение № 2), украшение соломенной или камышовой кровли выдающимся гребнем по коньку, которые были распространены на Киевщине и Подольщине[47]. Преобладающим был украинско-белорусский тип расположения печи и переднего угла.

Что касается жилищ линейных казаков, то для них вначале также были характерны турлучные и саманные постройки. Однако, уже в первой половине XIX века в восточной части Кубани стали появляться большие рубленые донские дома, рассчитанные на большую казачью семью. Это было связано с патриархальным бытом казаков-линейцев, в домах которых жили целыми десятками сыновья, внуки и правнуки. Так же, как и на Дону, такие многокомнатные дома назывались «круглыми». Зажиточные казаки, как правило, строили свои дома из добротного строевого леса и отделывали различными архитектурными украшениями.

Турлучные хаты черноморских казаков состояли, как правило, из двух жилых помещений (хаты и сенцев) или «вылыкой» и «малой» хаты.

Большие рубленые дома линейных казаков состояли обычно из трех жилых помещений с двумя выходами. Дом обычно ставили в углу усадьбы, на некотором расстоянии от забора, с таким расчетом, чтобы окна выходили на южную солнечную сторону. К северо-востоку (наиболее ветреной стороне) направляли «глухую» (без окон) стену дома. Иногда дома придвигались к линии улицы. В этом случае к ней была обращена глухая боковая стена, что первоначально было связано с опасностью нападений горцев. За домом и сбоку от него располагались все хозяйственные постройки; дальше начинался огород. Изгородь делали из различных материалов: жердей, плетня, самана, камня и т.д. Но наиболее характерными были глухие высокие заборы из горизонтальных досок с плотно закрытыми воротами. Подобные заборы как бы являлись внешним выражением замкнутости старого казачьего быта[48].

В каждой казачьей семье была необходимая простейшая утварь, зачастую изготовленная руками хозяев: чугуны, плошки, миски, ухваты-рогачи, сковороды, кочерги и т.д. (см. приложение № 2.). Для сбивания масла применялись специальные узкие кринки-мутовки, деревянные маслобойки. Приготовление пищи было делом женщин. В больших семьях линейных казаков все продукты находились в ведении свекрови, которая ежедневно выдавала их утром «дежурной» невестке, т.к. в больших семьях готовили невестки в порядке очереди. В небольших семьях готовили сами хозяйки, иногда с помощью подрастающих дочерей.

Элементы своей материальной культуры казачки старались украшать рисунками, различными орнаментами, имевшими символическое значение. Кубанские мастерицы славились искусством вышивания рушников, рубашек, постельного белья, а казаки-кузнецы мастерством художественной ковки. Казачье подворье, таким образом, представляло собой комплекс различных элементов своеобразной материальной культуры в системе жизнеобеспечения казачьей семьи.

Теперь рассмотрим традиционную казачью культуру терского казачества.

Необходимо отметить, что первыми русскими поселенцами на Кавказе и первым слоем казачества на Тереке были гребенские казаки, появление которых большинство историков относит к первой половине XVI века.

Считается, что гребенские казаки получили свое название от того, что селились для безопасности преимущественно по гребням гор. Их поселения начались с основания так называемой «Андреевой деревни», которую горцы называли Эндери. Ее заложил сподвижник Ермака, Андрей, который вместе со своими товарищами занял опустелый городок в южной части кумыкской плоскости на берегу реки Якшиша. Это место в дальнейшем стало местом приюта для всех, кто бежал из России от феодального крепостнического гнета или от преследований за веру (раскольников, отказавшихся принять реформу патриарха Никона)[49].

Внутриполитическая ситуация на Тереке в XVI веке складывалась таким образом, что гребенским казакам пришлось занять пустые места рядом с племенами горцев. Поселившись по берегам Сунжи и Терека, казаки вступили в тесный контакт с кабардинцами и чеченцами, причем от последних часто брали себе жен. Все это создавало благоприятные условия для развития дружественных связей и различных заимствований.

Например, гребенцы заимствовали у горцев частично обработку земли, научились выращивать ранее неизвестные им огородные культуры, переняли конское снаряжение, холодное оружие и одежду.

Как отмечал в середине XIX века исследователь Кавказа И.Д. Попко: у казаков все горское – оружие, одежда, сбруя, ухватки. Почти все они водят дружбу с жителями аулов, чтят родство по похищенным женам[50]. Далее он отмечал: «Гребенская женщина во множестве случаев была местного происхождения»[51].

Смешанные браки между горцами и гребенскими казаками привели к тому, что уже во второй половине XIX века эти казаки заметно отличались от других по внешнему виду. Как свидетельствовал И.Д. Попко, «Гребенцы совсем не похожи на обычных казаков. Вроде бы и русские и в то же время чужие. Обличьем похожи на кавказцев: черные как смоль волосы, большие черные, с проницательным взглядом глаза, прямой, с чуть заметной горбинкой, нос. Редко встретишь русоволосового и голубоглазого»[52] (см. Приложение № 2).

Вследствие этого полагаем возможным отметить факт метисации двух этносов (славянского и кавказского) как фактор, оказавший определенное влияние на взаимодействие материально-духовных культур представителей казачьего и горского социумов.

В силу тесных контактов терских казаков с горцами заимствования коснулись всех сторон жизни гребенского казачества, а также их материальной культуры, в частности, домостроительства.

Как отмечают различные источники, с конца XVI века на смену земляным острожкам на Тереке стали строить срубные общественные сооружения и жилища, продолжался этот способ строительства до середины XIX века.

На Сунже и Тереке были распространены турлучные постройки (плетневые или столбняковые). Их популярность объяснялась дешевизной материалов и простотой в строительстве (плетни из кустарников и набивные из глины стены). Имели популярность и саманные жилища, построенные из саманных кирпичей.

Большинство срубных, турлучных и саманных домов имели четырехскатные кровли, с потолочным покрытием и чердачным помещением. Крыши покрывались в зависимости от уровня материального достатка: железом, черепицей, камышом и т.д. На Тереке жилища строились по принципу: жилое помещение – сени – комора (амбар для хранения припасов).

Говоря о внутреннем убранстве жилых помещений исследователи (в частности, И.Д. Попко) отмечают, что гребенские казаки ставили свои дома по-русски, но заимствовали у горцев внутреннее убранство: в одном углу – оружие и доспехи, развешанные по стене, в другом – постели и одеяла, сложенные правильными кипами, а на самом видном месте на полочках – посуда, тщательно вычищенная и парадно расставленная. Местные кавказские традиции, оказавшие влияние на жилище терских казаков, сказались в способах выделки самана и турлука, в устройстве двухскатной крыши, возведением высоких глухих заборов и внутреннем убранстве дома[53].

Необходимо подчеркнуть, что у терских казаков культурные заимствования проявились сразу, с момента их появления на Кавказе, так как они оказались в специфических условиях и их контакты с горцами изначально носили мирный характер.

Таким образом, исследуя традиционную материальную культуру черноморских, линейных и терских казаков, необходимо отметить, что на ее формирование оказали влияние украинские, русские и кавказские элементы, что объясняется различным этническим происхождением этих частей казачества, а также взаимодействием культур казачьего и горского населения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: