Торгово-экономические связи кубанского и терского казачества и горского населения Северного Кавказа как способ распространения влияния культуры горцев на культуру казачества

Постепенное освоение казаками Северного Кавказа, начавшееся в XVI веке, согласно первым сведениям о появлении гребенских казаков на Северном Кавказе, способствовало созданию и развитию торговых, культурных и хозяйственных связей между переселившимися терскими и черноморскими казаками и коренным горским населением, которое к моменту наступления российской колонизации уже имело развитое сельское хозяйство, различные ремесла и поэтому нуждалось в тесных экономических связях с Россией.

Уже в первые годы поселения гребенских, а позднее терских казаков возникает меновая торговля с горцами, сохранявшаяся довольно длительное время. С течением лет, по мере утверждения владычества России на Северном Кавказе, торговля с горскими народами приобретает все более устойчивый и интенсивный характер. Об этом свидетельствуют многочисленные документы. К примеру, терские казаки постоянно просили у кизлярской администрации разрешения на торговлю с северокавказскими народами[81]. Торговля способствовала развитию культуры, улучшению быта, поэтому она была необходима не только казакам, но и горцам.

Кабардинцы обычно привозили для обмена войлочные и кожаные изделия, всевозможные продукты сельского хозяйства, бурки, конскую упряжь и седла[82]. Кавказские соседи терских казаков сбывали мед, воск, хлебопродукты, домотканую одежду, а взамен получали соль, рыбу, икру, тюлений жир[83]. Ногайцы продавали продукты скотоводства: кожу, шерсть, сушеное мясо, топленое масло, сало, кислое молоко, а также продукты земледелия: пшеницу, ячмень, просо. В основном обмен велся на хлопчатобумажные и шелковые ткани, соль и чай[84]. Также горцами продавалось большое количество пушнины.

Обмен производился в зависимости от потребительской ценности товара. Так, в 1753 году терцы приобрели 4 лошадей у жителей Брагунской деревни в обмен на 192 аршина холста[85].

В свою очередь, горцы ценили товары фабричного и заводского производства, железо, свинец, серебро, олово, мануфактурные товары, ружья и порох; на торговлю последними позднее был наложен запрет, из опасения, что оружие будет попадать в руки «немирных» горцев. Но основным мерилом обмена была соль, которая добывалась на приманычских озерах. Ее продажа приносила значительный доход русским переселенцам.

Между переселившимися на Кубань черноморскими казаками и горскими народами почти сразу же сложились торговые отношения. Также как и у терцев, первоначально это была меновая торговля. П.П. Короленко отмечал, что уже «в первые годы прибытия казаков на Кубань черкесы снабжали их хлебом, скотом, лесом и другими предметами местного производства, даже оружие давали; взамен же всего этого получали от черноморцев соль, которой во всей черкесской стороне не было»[86]. Торговые отношения периодически прекращались под воздействием военных событий на Линиях, но в целом был характерен рост заинтересованности обеих сторон в расширении торговли[87].

Необходимо отметить, что, распространяя свое влияние на Северном Кавказе, русское правительство старалось расположить к себе горские народы, в том числе и с помощью торговых связей, которые, во-первых, рассматривались как одно из средств распространения российского влияния на коренное население, а во-вторых, способствовали установлению добрососедских отношений между кавказскими народами и казачьими переселенцами. Так, А.В. Суворов, будучи командиром Кубанского корпуса, поощрял установление торгово-экономических отношений с местными народами, поскольку в политической борьбе с Турцией, стремившейся подчинить своему влиянию закубанские народы, очень важно было вырвать из-под влияния турецких агентов, то и дело подстрекавших горцев к нападению на русских, местное население и поддерживать с ним хорошие взаимоотношения. Важной мерой для этого оставалась торговля.

А.В. Суворов отмечал, что к «тамошним укреплениям подлежащие народы имеют частое с войсками российскими обращение и начинают помалу производить торги лошадьми, скотом, молоком и др. товарами» [88].

Для удобства торговли были открыты специальные меновые дворы, которые сыграли значительную роль в расширении торгово-экономических связей местного населения с российскими переселенцами[89]. Первый меновый двор был учрежден в Екатеринодаре в 1794 году. Тем самым провозглашалась войсковая монополия на меновую торговлю с закубанскими горцами. Вскоре, вслед за Екатеринодарским, возникли Редутский, Чернолесский, Бугазский, Магометанский меновые дворы и меновый двор Вареникова пристань[90].

Торговые отношения с черкесами осуществлялись согласно особым правилам, утвержденным Александром I в 1811 году. В них в частности говорилось: «… дабы возбудить сколько можно более сношений и посредством деятельности и выгод торговли, внушить народам сим пользу ее и приучить к употреблению наших продуктов и изделий, назначается два пункта для торговли: один в Керчи – для товаров, привозимых морем, другой в Бугазе – для товаров, привозимых сухим путем»[91].

Благодаря торговле в обиход казаков вошли различные черкесские товары и ремесленные изделия. Черкесы меняли на соль скот, лес, оружие, хлеб. Кроме того, большим спросом у кубанских казаков пользовались привозимые черкесами звериные шкуры и туши диких кабанов и свиней. Одним из важных продуктов обмена являлись вытканные казачками холсты. В свою очередь, в обмен горцы привозили для станичных женщин корень марены (естественный краситель) и лист кустарника желтинника (для дубления).

Помимо меновых дворов, торговля осуществлялась благодаря ярмаркам. Так, в Екатеринодаре проходили четыре ярмарки в году[92]. Также ярмарки проводились в больших терских и кубанских станицах два раза в год – весной и осенью. За станицей, где проводилась ярмарка, делали ряды наподобие улиц, вдоль которых ставились палатки, обтянутые брезентом, в которых должны были располагаться оружейные, бакалейные и т.п. лавки. Посередине размещали палатку-часовню для молебна. Через какое-то время к месту расположения ярмарки начинали съезжаться подводы, полные различных товаров, пригонялся скот с летних пастбищ.

За неделю до открытия главной ярмарки начиналась «скотская», где продавались лошади, коровы, телята, овцы и другие домашние животные[93].

На ярмарке можно было приобрести самые разные товары: в рядах с деревянными изделиями казаки покупали прялки, блюда, корыта, бочки для вина и т.д.; в рядах с глиняной посудой приобретались горшки, макитры, миски и т.д[94]. Особым спросом пользовались арбы – повозки, сделанные горскими мастерами[95].

На ярмарку в станицы, расположенные по соседству с горскими селениями, постоянно приезжали горцы, которые покупали товары для себя, а также привозили на продажу товары и животных, которые пользовались большим спросом у казаков. Среди них лошади, овцы, изделия из серебра, золота, а также оружие, черкески, кинжалы, пояса, ноговицы, выделанная кожа и др. Станичные ярмарки обычно длились не менее недели и давали возможность казакам продать излишки своей продукции и приобрести все необходимое[96].

Отдельно хотелось бы отметить наиболее необходимые кубанскому и терскому казачеству в силу их военизированного быта предметы торга: лошадей, одежду, оружие.

Так, лошади местных кавказских пород, прежде всего кабардинской, пользовались большим спросом в среде казачества, поскольку были наиболее приспособлены к местным условиям, отличались быстротой бега и выносливостью. В сутки они могли пройти на подножном корму 100 верст[97].

Большое значение для казаков Северного Кавказа имела возможность приобрести верхнюю одежду горцев. Это обусловлено тем, что одежда местных народов была наиболее приспособлена к местным условиям. В традиционную казачью одежду вошли почти без изменений черкеска, бурка, бешмет, заимствованные у горских народов, входивших в контакт с казачьим терским и кубанским населением.

Поскольку кубанское и терское казачество вело полувоенный образ жизни, то необходимой составляющей их быта было оружие, поэтому спрос на кинжалы, шашки, изготовленные кавказскими мастерами, был достаточно высок. Также приобреталось длинноствольное огнестрельное оружие дагестанских мастеров. Как отмечал Прозрителев, «… кавказская винтовка отличалась большими достоинствами; прежде всего она была очень легка. Горцы, раньше, чем было усовершенствовано русское пехотное ружье, дали своему ружью нарезы и тем достигли дальнобойности… Недостаток горской винтовки… заключался в способе заряжения, при котором порох насыпался на полку… и воспламенялся ударом кремня… В мокрую погоду порох отсыревал и бывали осечки. Но горцы впоследствии приспособили свой курок к пистону и винтовка получила большие преимущества»[98]. Невзирая на официальные постановления, то и дело устанавливающие тот или иной образец огнестрельного оружия для казачьих войск, ружья кавказских мастеров пользовались определенным успехом у казаков в период Кавказской войны. Как отмечал Прозрителев, «горская хорошая винтовка служила предметом зависти»[99].

Хотя оружие и лошадь могли быть добыты и в бою, шашки, кинжалы иногда напрямую заказывались у дагестанских, чеченских, черкесских мастеров, а одежда могла быть сшита руками горянки, вышедшей замуж в казачью станицу, в основном эти предметы, необходимые казаку как представителю военного сословия, все-таки приобретались на ярмарках и базарах. Крупнейшими центрами торговли были города Ставрополь, Екатеринодар, Пятигорск, Армавир.

Развитие меновой и ярморочной торговли во многом отвечало интересам царского правительства, так как было своеобразным рычагом регулирования политических отношений с горскими народами. Также торговля способствовала вовлечению в товарно-денежные отношения первичных производителей, помогала разрушению замкнутости казачьего и горского хозяйства. Кроме того, торгово-экономические связи и, как следствие, культурные контакты между казачеством и горцами сыграли позитивную роль в их взаимоотношениях, способствуя лучшему взаимопониманию, улучшению быта, передаче культурных черт от одного социума к другому. Благодаря торговле завязывались дружеские и родственные связи, казаки и горцы обменивались опытом хозяйствования, выращивания скота и т.д.

Таким образом, торговля, по сути, явилась фактором, сблизившим два социума, различающимся по своей религии, бытовым особенностям, обычаям; тем самым способствуя взаимопроникновению и взаимопереплетению двух культур: казачьей (терской, кубанской) и горских народов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: