1. Философия и миф (сходство и различие). Современные мифы.
| Философия и наука. Философские основания науки.
|
2. Религия и философия (сходство и различие).
| Специфика философии: Как отличить философский стиль мышления от нефилософского.
|
3. Философия и искусство. Сходство и различие.
| Что такое философия? Дайте определения.
|
4. Мировоззрение и его классификация. Может ли мировоззрение быть нефилософским?
| Кризис культуры и философия
|
5. Структура мировоззрения. Может ли мировоззрение быть нефилософским?
| Предмет и разделы философии
|
6. Фундаментальные философские вопросы. Возможны ли однозначные ответы на них?
| Специфические черты философского стиля мышления.
|
7. Основные вопросы философии
| Различие философии с мифом, религией, искусством
|
8. Различие философии и науки. Натурфилософия и позитивизм.
| Различие научного и вненаучного знания. В чем смысл и значение вненаучного познания?
|
9. Различие классической и неклассической науки.
| Зачем современному специалисту философия?
|
1.Проблемы досократовской античной философии.
| Софисты и Сократ (гносеология и этика).
|
2.В чем отличие греческой философии от китайской и индийской?
| Философия Платона (теория идей, учение о душе, теория государства).
|
3.Достоинства и недостатки досократической философии
| Философия Аристотеля (метафизика и гносеология).
|
4.Этические основы эпикурейцев, киников и стоиков
| Учение Платона и Аристотеля о душе, человеке, морали и государстве
|
5. Аристотель о причинах и сущности, науке и философии
| Принципы диалектики. Соотношение диалектики и метафизики. Применима ли метафизика как метод познания?
|
6. Софисты и Сократ. Аргументы софистов и против них.
| Онтология и гносеология Платона и Аристотеля
|
7. Философский и логический смысл апорий Зенона. Почему бытие неделимо и неподвижно? Существует ли небытие?
| Досократики, Демокрит, Платон и Аристотель о богах
|
8. Пифагор и значение геометрической картины мира. Эфир как философская и научная мифология.
| Анаксагор и атомисты: Левкипп, Демокрит, Эпикур. В чем философский смысл идей «неделимости атома», «пустоты», «спонтанности»?
|
1. Дайте анализ онтологического доказательства существования бога: Бог есть слово (понятие), а понятие есть отражение действительности. Следовательно, Бог - существует.
| Как в Средние века решалась проблема взаимоотношения знания и веры? Возможно ли знание без веры?
|
2. Согласны ли Вы с тем, что из необходимости веры в жизни человека следует необходимость для человека и веры в Бога?
| В чем смысл спора реалистов и номиналистов в Средние века?
|
3. Какое философское и теологическое значение и смысл имела борьба номинализма и реализма в Средние века?
| Проблема источников добра и зла в Средние века. Теодицея.
|
4. Каковы корни религиозных учений? Почему, несмотря на множество архаических положений в своем учении, рост науки и образования, просвещение, религия не прекращает своего существования?
| Дайте анализ телеологического доказательства бытия Бога. Покажите его слабые стороны.
|
5. Дайте анализ космологического доказательства бытия Бога. Покажите его слабые стороны.
| Согласны ли Вы с тем, что добродетельная мораль без Бога невозможна? Кто из философов разделял эту точку зрения?
|
1. “Логика Гегеля - это теология, превращенная в логику в приемлемом для ума и современном виде” /Л.Фейербах/. Как Вы понимаете это высказывание? Можно ли согласиться с Фейербахом?
| Объясните фразу Гегеля: “...отчужденная от идеи природа есть лишь труп, которым занимается рассудок”. Почему Гегель пришел к такому выводу? Согласны ли Вы с ним?
|
2. В чем состоит противоречия между философией Гегеля и открытым им методом? В чем причина этого противоречия?
| “Любовь есть сам бог, и вне любви нет бога. Любовь делает человека богом и бога - человеком. Любовь укрепляет слабое и ослабляет сильное, унижает высокое и возвышает низкое, идеализирует материю и материализует дух. Любовь есть подлинное единство бога и человека, духа и природы” (Людвиг Фейербах). Какие выводы на основании этого высказывания можно сделать относительно материализма и атеизма Фейербаха?
|
3. “... мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере” (И.Кант). Объясните эту фразу? Возможно ли знание без веры?
| Оцените высказывание Л.Фейербаха: “...сущность мира, какой и как она для меня является, зависит только от моей собственной сущности, от моей собственной способности познания и моих собственных свойств вообще” (Фейербах). Дайте анализ этого высказывания?
|
4. Ф.Бэкон и Р.Декарт - основатели философии Нового времени.
| Каким образом Фейербах обосновывает идею о том, что не Бог создал человека по своему образу и подобию, а наоборот, человек создал Бога по своему образу и подобию? Какие свои качества человек приписывает Богу?
|
5. Философия французcкого Просвещения (Гельвеций, Ж-Ж. Руссо).
| Философия иррационализма (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).
|
6. Социально-политические взгляды Т.Гоббса и Д.Локка.
| В чем философский смысл принципа Оккама («бритва Оккама»), как он звучит и какого его значение в науке?
|
7. Философия И.Канта: «Вещь в себе» и явление. Как возможно истинное знание?
| Становление позитивизма (О.Конт, Г.Спенсер).
|
8. Философия Гегеля.
| Приведите аргументы космологического доказательства существования бога. Укажите их слабые стороны.
|
9. Философские аспекты психоанализа З. Фрейда.
| Чем отличается философия К.Маркса от философии Гегеля и Фейербаха?
|
10. Философия экзистенциализма (К.Ясперс, Ж. П.Сартр, А.Камю – по выбору).
| Чем концепция человека Н.Макиавелли отличается от христианской концепции?
|
11. Дайте анализ фразы: ”Все состоит из атомов, в том числе и боги, душа состоит из более легких атомов”. Кому могло принадлежать подобное высказывание и что из него следует?
| “Каковы предметы в себе и обособленно от... восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их, который к тому же необязателен для всякого существа, хотя и должен быть присущ каждому человеку” (Иммануил Кант). Какой момент познания абсолютизируется автором? Что Вы можете возразить?
|
12. Основные черты постмодернизма в современной философии.
| Сравните философию Канта и Маркса. В чем расходятся эти философы в онтологии, гносеологии и этике?
|
13. Философская герменевтика и постмодернизм.
| По мнению Канта, рассудок не в состоянии познать “вещь в себе” и неизбежно впадает в антиномии и здесь ему на помощь приходит apriori. Как это происходит по Канту?
|
14. Проблема человека и Бога у Ницше.
| “Я разумею под этим /под критикой чистого разума/ не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремится независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов” (И.Кант). Объясните эту фразу? От чего пытается очистить разум И.Кант?
|