double arrow

Тема 4 История философии

1

Вопросы для 1-й контрольной работы по истории философии

Тема 1 Предмет философии

1. Философия и миф (сходство и различие). Современные мифы. Философия и наука. Философские основания науки.
2. Религия и философия (сходство и различие). Специфика философии: Как отличить философский стиль мышления от нефилософского.
3. Философия и искусство. Сходство и различие. Что такое философия? Дайте определения.
4. Мировоззрение и его классификация. Может ли мировоззрение быть нефилософским? Кризис культуры и философия
5. Структура мировоззрения. Может ли мировоззрение быть нефилософским? Предмет и разделы философии
6. Фундаментальные философские вопросы. Возможны ли однозначные ответы на них? Специфические черты философского стиля мышления.
7. Основные вопросы философии Различие философии с мифом, религией, искусством
8. Различие философии и науки. Натурфилософия и позитивизм. Различие научного и вненаучного знания. В чем смысл и значение вненаучного познания?
9. Различие классической и неклассической науки. Зачем современному специалисту философия?

Тема 2 Античная философия

1.Проблемы досократовской античной философии. Софисты и Сократ (гносеология и этика).
2.В чем отличие греческой философии от китайской и индийской? Философия Платона (теория идей, учение о душе, теория государства).
3.Достоинства и недостатки досократической философии Философия Аристотеля (метафизика и гносеология).
4.Этические основы эпикурейцев, киников и стоиков Учение Платона и Аристотеля о душе, человеке, морали и государстве
5. Аристотель о причинах и сущности, науке и философии Принципы диалектики. Соотношение диалектики и метафизики. Применима ли метафизика как метод познания?
6. Софисты и Сократ. Аргументы софистов и против них. Онтология и гносеология Платона и Аристотеля
7. Философский и логический смысл апорий Зенона. Почему бытие неделимо и неподвижно? Существует ли небытие? Досократики, Демокрит, Платон и Аристотель о богах
8. Пифагор и значение геометрической картины мира. Эфир как философская и научная мифология. Анаксагор и атомисты: Левкипп, Демокрит, Эпикур. В чем философский смысл идей «неделимости атома», «пустоты», «спонтанности»?

Тема 3 Средневековая философия

1. Дайте анализ онтологического доказательства существования бога: Бог есть слово (понятие), а понятие есть отражение действительности. Следовательно, Бог - существует. Как в Средние века решалась проблема взаимоотношения знания и веры? Возможно ли знание без веры?
2. Согласны ли Вы с тем, что из необходимости веры в жизни человека следует необходимость для человека и веры в Бога? В чем смысл спора реалистов и номиналистов в Средние века?
3. Какое философское и теологическое значение и смысл имела борьба номинализма и реализма в Средние века? Проблема источников добра и зла в Средние века. Теодицея.
4. Каковы корни религиозных учений? Почему, несмотря на множество архаических положений в своем учении, рост науки и образования, просвещение, религия не прекращает своего существования? Дайте анализ телеологического доказательства бытия Бога. Покажите его слабые стороны.
5. Дайте анализ космологического доказательства бытия Бога. Покажите его слабые стороны. Согласны ли Вы с тем, что добродетельная мораль без Бога невозможна? Кто из философов разделял эту точку зрения?

Тема 4 История философии




1. “Логика Гегеля - это теология, превращенная в логику в приемлемом для ума и современном виде” /Л.Фейербах/. Как Вы понимаете это высказывание? Можно ли согласиться с Фейербахом? Объясните фразу Гегеля: “...отчужденная от идеи природа есть лишь труп, которым занимается рассудок”. Почему Гегель пришел к такому выводу? Согласны ли Вы с ним?
2. В чем состоит противоречия между философией Гегеля и открытым им методом? В чем причина этого противоречия? “Любовь есть сам бог, и вне любви нет бога. Любовь делает человека богом и бога - человеком. Любовь укрепляет слабое и ослабляет сильное, унижает высокое и возвышает низкое, идеализирует материю и материализует дух. Любовь есть подлинное единство бога и человека, духа и природы” (Людвиг Фейербах). Какие выводы на основании этого высказывания можно сделать относительно материализма и атеизма Фейербаха?
3. “... мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере” (И.Кант). Объясните эту фразу? Возможно ли знание без веры? Оцените высказывание Л.Фейербаха: “...сущность мира, какой и как она для меня является, зависит только от моей собственной сущности, от моей собственной способности познания и моих собственных свойств вообще” (Фейербах). Дайте анализ этого высказывания?
4. Ф.Бэкон и Р.Декарт - основатели философии Нового времени. Каким образом Фейербах обосновывает идею о том, что не Бог создал человека по своему образу и подобию, а наоборот, человек создал Бога по своему образу и подобию? Какие свои качества человек приписывает Богу?
5. Философия французcкого Просвещения (Гельвеций, Ж-Ж. Руссо). Философия иррационализма (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).
6. Социально-политические взгляды Т.Гоббса и Д.Локка. В чем философский смысл принципа Оккама («бритва Оккама»), как он звучит и какого его значение в науке?
7. Философия И.Канта: «Вещь в себе» и явление. Как возможно истинное знание? Становление позитивизма (О.Конт, Г.Спенсер).
8. Философия Гегеля. Приведите аргументы космологического доказательства существования бога. Укажите их слабые стороны.
9. Философские аспекты психоанализа З. Фрейда. Чем отличается философия К.Маркса от философии Гегеля и Фейербаха?
10. Философия экзистенциализма (К.Ясперс, Ж. П.Сартр, А.Камю – по выбору). Чем концепция человека Н.Макиавелли отличается от христианской концепции?
11. Дайте анализ фразы: ”Все состоит из атомов, в том числе и боги, душа состоит из более легких атомов”. Кому могло принадлежать подобное высказывание и что из него следует? “Каковы предметы в себе и обособленно от... восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их, который к тому же необязателен для всякого существа, хотя и должен быть присущ каждому человеку” (Иммануил Кант). Какой момент познания абсолютизируется автором? Что Вы можете возразить?
12. Основные черты постмодернизма в современной философии. Сравните философию Канта и Маркса. В чем расходятся эти философы в онтологии, гносеологии и этике?
13. Философская герменевтика и постмодернизм. По мнению Канта, рассудок не в состоянии познать “вещь в себе” и неизбежно впадает в антиномии и здесь ему на помощь приходит apriori. Как это происходит по Канту?
14. Проблема человека и Бога у Ницше. “Я разумею под этим /под критикой чистого разума/ не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремится независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов” (И.Кант). Объясните эту фразу? От чего пытается очистить разум И.Кант?


Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
1

Сейчас читают про: