В соответствии с законодательством РФ (согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ) государственная собственность подразделяется на два подвида:
— собственность Российской Федерации (федеральная собственность);
— собственность субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ гос.собственностью являются земли, которые не находятся в собственности граждан и юр.лиц, а также в собственности муниципальных образований. Разграничение гос. собственности на собственность РФ (федеральную), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную) осуществляется в соответствии с ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июня 2001 г.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной земельной собственности на федеральную собственность на землю и собственность на землю субъектов РФ относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов.
Основные принципы разграничения государственной собственности:
— верховенство Конституции РФ и федеральных законов (ч. 1 ст. 1);
|
|
— приоритет органов государственной власти РФ в процессе разграничения государственной собственности на землю (п. 2 ст.ст. 2, 6);
— производность права собственности на земельный участок от права собственности на недвижимое имущество, расположенное на нем, в его границах или под ним (ст.ст. 3-5);
— безвозмездность приобретения права собственности на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю.
Статья 17 ЗК РФ регламентирует правовой режим земель, находящихся в федеральной собственности, это:
— признанные таковыми федеральными законами;
— право собственности РФ, на которые возникло при разграничении гос.собственности на землю;
— приобретенные РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статья 18 ЗК РФ устанавливает, идентичные признаки отнесения земель к региональной собственности, добавляя к этому списку земельные участки не предоставленные в частную собственность: — занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ; — предоставленные органам гос.власти субъектов РФ, гос.унитарным предприятиям и гос.учреждениям, созданным органами гос.власти субъектов РФ; — отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального назначения; землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами; — землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ; — землям фонда перераспределения земель и др.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.