Вопросы к экзамену по дисциплине «Социальная педагогика»
1. Возникновение и становление социально-педагогической теории и практики.
2. Особенности становления и развития социальной педагогики в России.
3. Социальная педагогика как общественная наука. Объект и предмет социальной педагогики. Разделы социальной педагогики.
4. Междисциплинарные связи социальной педагогики с другими науками. Социальная педагогика в структуре человекознания.
5. Задачи социальной педагогики. Функции социальной педагогики.
6. Понятийно-категориальный аппарат социальной педагогики. Собственные и заимствованные категории социальной педагогики.
7. Сущность и методы социально-педагогического исследования.
8. Социальное обучение, социальное образование и социальное воспитание как категории социальной педагогики.
9. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании.
10. Принципы социальной педагогики: принцип природосообразности и культуросообразности.
|
|
11. Принципы социальной педагогики: принцип гуманизма. Принцип личностной обусловленности.
12. Принципы социальной педагогики: принцип коллективности социального воспитания. Принцип дополнительности в социальной педагогике.
13. Принципы социальной педагогики: принцип центрации социального воспитания на развитии личности и принцип диалогичности социального воспитания.
14. Принципы социальной педагогики: принцип незавершимости воспитания и принцип социальной адекватности воспитания.
15. Принципы социальной педагогики: принцип ориентации на позитив в характере и поведении ребенка.
16. Принципы социальной педагогики: Принцип индивидуализации воспитания детей. Принцип социального закаливания.
17. Развитие ребенка в социуме. Социальные и биологические факторы развития. Социальные отклонения в развитии и воспитании ребенка.
18. Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность социализации, её этапы.
19. Человек как объект и субъект социализации. Субъект-субъектный и субъект-объектный подход в исследовании социализации.
20. Агенты и средства социализации. Составляющие процесса социализации. Механизмы социализации.
21. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Виды и типы жертв неблагоприятных условий социализации. Объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.
22. Социально- педагогическая виктимология. Коррекционное воспитание.
23. Семья – основной институт социализации личности ребенка. Функции семьи. Сферы жизнедеятельности семьи.
|
|
24. Образовательные учреждения и воспитательные организации – институт социализации личности ребенка.
25. Микрофакторы социализации человека.
26. Мезофакторы социализации человека.
27. Макрофакторы социализации человека.
28. Мегафакторы социализации.
29. Организация социального опыта в воспитательной организации.
30. Индивидуальная помощь в развитии человека.
Практические задания
1. На примере одного из этапов социализации покажите, какие факторы, агенты, средства влияют на развитие человека.
2. Покажите, как возрастные задачи стоят перед человеком в подростковом возрасте.
3. Охарактеризуйте виктимогенные обстоятельства, имеющиеся в вашем городе и конкретном микросоциуме.
4. Охарактеризуйте основные рекомендации принципов социальной педагогики, которые необходимо учитывать социальному педагогу в ходе практической деятельности?
5. Охарактеризуйте систему социального воспитания в школе, в которой вы учились.
6. Охарактеризуйте взаимосвязь социальной педагогики и психологии в практической социально-педагогической деятельности.
7. Охарактеризуйте, какое значение для развития теории социальной педагогики имеет изучение и обобщение опыта социально-педагогической деятельности.
8. Охарактеризуйте методы исследования, которые можно использовать при изучении проблемы «Профилактика девиантного поведения».
9. Выделите знания, которые имеют значение с вашей точки зрения для социального обучения.
10. Приведите примеры реализации в деятельности социального педагога личностного подхода.
11. Приведите примеры реализации в деятельности социального педагога дифференцированный подхода.
12. Приведите примеры реализации в деятельности социального педагога принципов природосообразности и культуросообразности.
13. Приведите примеры реализации в деятельности социального педагога принципов гуманизма и личностной обусловленности.
14. Приведите примеры реализации в деятельности социального педагога принципов коллективности и дополнительности.
15. Приведите примеры реализации в деятельности социального педагога принципов центрации социального воспитания на развитии личности и диалогичности.
16. Приведите примеры реализации в деятельности социального педагога принципов незавершимости воспитания и социальной адекватности воспитания.
17. Приведите примеры реализации в деятельности социального педагога принципа ориентации на позитив в характере и поведении ребенка.
18. Приведите примеры реализации в деятельности социального педагога принципов индивидуализации воспитания детей и социального закаливания.
19. На примере одного из этапов социализации покажите, какие механизмы влияют на развитие человека.
20. Приведите примеры действия механизмов социализации: подражание и рефлексия.
21. Приведите примеры действия механизмов социализации: традиционный механизм и институциональный.
22. Приведите примеры действия механизмов социализации: стилизованный и межличностный.
23. Охарактеризуйте пути повышения эффективности семейного воспитания и роль в этом социального педагога.
24. Охарактеризуйте взаимосвязь социализации, воспитания, развития личности.
25. Охарактеризуйте особенности социализации в юношеском возрасте.
26. Приведите примеры реализации теоретико-познавательной функции социальной педагогики.
27. Приведите примеры реализации прикладной функции социальной педагогики.
28. Приведите примеры реализации гуманистической функции социальной педагогики.
29. Охарактеризуйте роль социальной педагогики и социально-педагогической деятельности в содействии реализации индивидуальности человека, его задатков и способностей.
30. Охарактеризуйте роль социальной педагогики и социально-педагогической деятельности в мобилизации сил человека для преодоления негативных влияний среды.
Тематика семинарских занятий