Кластерный подход в туризме – это подход с позиции туристского бизнеса и рекреационного девелопмента. Это подход предпринимателя, организатора объектов сервиса, инфраструктуры. Рекреационный девелопмент, как развитие территории посредством проектирования предприятий туризма и рекреации, заинтересован в переходе от создания единичных объектов к формированию их связанной совокупности в форме кластеров.
Традиционно под кластером понимается временное взаимодействие предприятий, пространственно соподчиненных и конкурирующих на одном рынке. Чем отличается туристский кластер от кластеров прочих видов? Главное отличие кластера в туристской сфере от всевозможных прочих (производственных, агропромышленных, сервисных и др.) – в его маршрутной территориальной организации. Туристский маршрут и соответствующий ему туристский поток связывает объекты, превращая их из конкурирующих во взаимодействующие элементы системы. Благодаря туристскому потоку формируется кластер.
Доминантой туристского кластера может быть как объект инфраструктуры (средство размещения), так и объект туристского интереса (горнолыжный комплекс), но в любом случае главное условие развития туристского кластера – это наличие или появление маршрутов и туристских потоков. Яркими примерами возникающих туристских кластеров является активизация туризма на территории в связи с культурным событием, вызывающим событийные туристские потоки.
Таким образом, в кластере инфраструктура туризма понимается, как комплекс сооружений, дорожно-коммуникационных и коммунально-бытовых объектов, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма. Государственные туристские структуры должны обеспечивать законное функционирование и дальнейшее развитие туризма на уровне государства.
ТЕМА 2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ В ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ
Цель лекции: изучить специфику формирования кластеров и структуру кластерной политики в странах мира и РК.
План лекции (2 часа)
1. Структура туризма как отрасли национальной экономики
2. Экономическая сущность туристского кластера
3. Кластерная политика как инструмент инновационного развития сферы туризма
4. Зарубежный опыт развития кластеров в туризме