Экономическая сущность туристского кластера

В экономической литературе специалисты дают определение следующим образом. Кластер (англ. cluster) - сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний, которые усиливают конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Ключевыми элементы кластера являются:

- географическая концентрация;

- специализация;

- множество действующих лиц;

- конкуренция и кооперация;

- критическая масса;

- жизненный цикл кластера;

- инновационность.

В результате географической концентрации фирм они получают выигрыш от распределения затрат на поддержание и развитие общих для нескольких компаний ресурсов. Кроме того, географическая близость обеспечивает дешевизну и быстрые сроки поставки необходимого для бизнеса товара или услуги. Географическая концентрация свойственна Силиконовой долине в США, так как в пределах одной местности способствует распространению неявного знания, то есть тех знаний и опыта, которые не могут быть легко формализованы и переданы, и тесно привязаны к носящим их людям. Так, «Работа индивидов на фирмы и большая часть их ценности для работодателей связана с их членством в сетях, однако членство в сетях является принципиально личным делом, выходящим за пределы фирм и даже лояльности к фирмам».

Географическая близость в некоторой степени способствует обмену этими неявными знаниями, формирует общий рынок рабочей силы, определенные связанные с данным регионом кадры.

Так, кластер увязывает фирмы через основную деятельность и формирует единый увязанный с пространством опыт индивидуумов, которые взаимодействуют в составе кластера. При этом происходит взаимное обучение фирм и кластеров.

Основные агенты, которые действуют внутри кластера, это:

- фирмы;

- государственные учреждения;

- исследовательские и образовательные сообщества;

- финансовые учреждения.

Помимо основных агентов в кластере действуют так называемые институты сотрудничества. Они способствуют вовлечению новых организаций в кластеры, а также стимулируют имеющихся в кластере контрагентов. Однако возможности этих организаций отличаются в различном национальном контексте и на различных стадиях развития кластера.

Помимо сил конкуренции в кластере действуют и силы кооперации, прежде всего у участников, которые действуют на одном уровне, и, взаимодействуя, привлекают новые ресурсы и услуги. Деловое сотрудничество рождает определенный уровень доверия между участниками и тем скрепляет кластер.

Понятие «кластер» может использоваться как в целях анализа, так и в целях практической деятельности.

В первом случае кластер представляет собой альтернативный отдельному предприятию или отрасли объект изучения и, в частности, прогнозирования.

Во втором случае кластер является объектом поддержки в рамках стратегий регионального развития, разработчики которых нередко предусматривают меры по формированию кластеров, рассчитывая на то, что кластеры повысят производительность, конкурентоспособность, прибыльность и занятость в находящихся в данном регионе фирмах. Главная особенность кластера - его инновационная ориентированность.

Кластер может быть создан практически в любой отрасли экономики. Наглядным примером может служить сфера туризма. Так, для привлечения наибольшего количества иностранных туристов гостинице недостаточно просто повысить качество предоставляемых ею услуг. Для этого важно, чтобы весь спектр услуг, соответствовал международным стандартам качества. Это может быть пребывание в аэропорту, поездка в такси, посещение ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Необходимо также отметить роль организаций, регулирующих деятельность данных компаний и въезд иностранных туристов (например, СЭС, пожарные службы, налоговые службы, министерство иностранных дел).

Общность интересов компаний по привлечению туристов может подтолкнуть их к сотрудничеству и совместному улучшению качества предоставляемых услуг. Кроме того, постепенно в туристский кластер вовлекаются вузы, которые готовят специалистов для этих компаний. Таким образом, в рамках кластера на первый план выходит не просто эффективность отдельных предприятий и организаций, а их «коллективная эффективность». Успех одного участника кластера стимулирует развитие следующего, в результате чего работа в кластере оказывается экономически более выгодной для всех, чем разобщенная деятельность компаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: