double arrow

Основные характеристики туристского кластера

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА

 

Цель лекции: изучить особенности формирования и классификационные признаки туристского кластера.

 

План лекции (2 часа)

1. Туристский кластер как понятие

2. Основные характеристики туристского кластера

3. Классификация туристских кластеров

4. Понятие кластерного подхода к развитию туристской инфраструктуры

 

Туристский кластер как понятие

Туристский кластер - это объединение организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма. В своем составе он имеет мелкие и крупные фирмы, которые постоянно взаимодействуют между собой. Располагаются они на единой территории в пределах одного региона. Работа ведется как во внутреннем (путешествия внутри страны), так и во внешнем направлении (зарубежные поездки).

М.Э. Портер определяет кластеры как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу». Кластер, или промышленная группа, – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Территориальный охват кластера может варьироваться от одного города или штата (региона) до страны или даже нескольких соседствующих стран. Кластеры имеют различную форму в зависимости от своей глубины и сложности, но большинство включают в себя: компании «готового продукта» или сервиса; поставщиков специализированных факторов производства, комплектующих изделий, механизмов, сервисных услуг; финансовые институты; фирмы в сопутствующих отраслях. В кластеры часто входят также фирмы, работающие в низовых отраслях (с каналами сбыта или потребителями); производители побочных продуктов; специализированные провайдеры инфраструктуры; правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступление информации, проведение исследований и представляющие техническую поддержку (такие как университеты, структуры повышения квалификации в свободное время); а также агентства, устанавливающие стандарты. Правительственные структуры, оказывающие существенное влияние на кластер, могут рассматриваться как его часть. И, наконец, многие кластеры включают предпринимательские объединения и другие совместные структуры частного сектора, организации по сотрудничеству, поддерживающие членов кластера.

Основные характеристики туристского кластера

Туристский бизнес оказывает значительное влияние на экономику страны. Поэтому недооценивать его значение нельзя. Для динамично развивающихся стран туризм становится критерием роста экономических показателей. Туристские кластеры Казахстана сегодня создаются с целью образования конкурентоспособных туристских услуг, при этом используются современные технологии ведения бизнеса.

Структура кластеров представляет собой иерархическую систему. Возглавляющим звеном является управляющая компания. Государство передает ей полномочия по управлению теми или иными экономическими территориями. Отношения базируются на основе партнерства. В зависимости от направления развития туристского кластера осуществляется финансовая поддержка в необходимых объемах. Управляющая компания, в свою очередь, регулирует работу таких подразделений:

- туристские операторы;

- агентства по предоставлению туристских услуг;

- организации, осуществляющие услуги по размещению гостей (отели, пансионаты, санатории и прочие).

Следующей ступенью иерархии являются:

- компании по организации трансферта;

- предприятия питания (рестораны, кафе, бары и т. д.);

- места досуга и отдыха (парки, спортивные залы и площадки, кинотеатры и другие);

- торговые точки с сувенирной продукцией;

- объекты по ремонту транспорта.

Туристский кластер формируется в пределах туристского района и характеризуется наличием бизнес-компоненты (туристских предприятий), имеющей тесные связи. Принимается во внимание возможность развития специализированного туристского предпринимательства в каждом кластере для сбалансированного развития всей туристско-рекреационной системы. Каждый кластер должен иметь возможность создания особенных туристских брендов.

Каждый кластер должен выполнять свои особые функции в региональной туристско-рекреационной системе, выделяться своими видами туризма и рекреации. Стоит задача получения синергетического эффекта на уровне региона от взаимосвязанного развития всех кластеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: