Структура туризма как отрасли национальной экономики

Туризм, будучи сферой, требующей скромных капиталовложений, превращается в одну из самых прибыльных отраслей. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти, и стал крупнейшей экспортной отраслью экономики. В настоящее время для 38% стран мира, туризм является главным источником дохода, а для 83% - одним из 5 основных источников. США, Испания, Турция и Франция уже давно стали лидерами по числу путешествующих в эти страны.

Современная экономическая наука рассматривает туризм как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру с многообразием внутренних связей, а с другой - определить характер взаимодействия с внешней средой. Туризм - это совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

Теория туризма - это система знаний, объясняющих феномен туризма как социально-экономическое явление современного мира. Она имеет собственные: объект изучения - индустрию туризма - туристские центры и районы, включающие комплекс природных и культурно-исторических условий, а также туристские организации и предприятия сферы услуг; предмет изучения - туристский продукт - специально организованная туроператором программа рекреационной деятельности и туристского обслуживания, реализуемая на туристском рынке как самостоятельный продукт; субъект изучения - турист-человек, удовлетворяющий свой рекреационные потребности и характеризующийся особой системой свойств и состояний (физиологических, психологических, экономических, социальных и т.п.). Таким образом туристская деятельность - это формирование, продвижение и реализация туристских услуг.

Ведущей составной частью туристской индустрии выступают «туристские предприятия». По определению С.Р. Ердавлетова, под туристским предприятием следует понимать такую организационную единицу, которая посредством объединения необходимых производственных средств (ресурсов, земли, труда, денег и др.) осуществляет подготовку, производство и предоставление услуг туристам, используя для этого весь арсенал существующих методов управления. Туристские предприятия, создавая, оказывая и предлагая свои услуги, служат целям удовлетворения туристских (рекреационных) потребностей населения.

Динамичное развитие туризма обусловлено действием комплекса социально-экономических, демографических, природно-географических и научно-технических факторов.

Как отмечает С.Р. Ердавлетов, «в условиях товарно-денежных отношений туризм выполняет и другие экономические функции. Это, например, такие как:

- ускоренное развитие хозяйственной структуры определенной части территории страны;

- расширение сферы приложения труда, т.е. увеличение занятости населения за счет рекреационного обслуживания и в отраслях, связанных с рекреацией косвенно;

- существенное влияние на структуру баланса денежных доходов и расходов населения по территории страны в пользу рекреационных районов».

Туризм предлагается определять - отрасль национальной экономики и как осуществляемую в ней особую экономическую деятельность предприятий и организаций по предоставлению комплекса туристских услуг в целях удовлетворения туристских потребностей людей.

На рисунке 2.1 представлена структура туризма как отрасли национальной экономики

 

 

Рисунок 2.1 Структура туризма как отрасли национальной экономики

 

Основная миссия туристского кластера - это становление конкурентоспособной туристской индустрии (которая включает все элементы кластера - места привлечения, люди, знания, капитал).

Цель кластера - формирование туристского имиджа города или региона на международном рынке, создание конкурентоспособной туристской индустрии. Основополагающие принципы деятельности кластера - в соответствии с вышеупомянутым, само слово «Кластер» определяет те группы компаний, которые принадлежат к одной и той же индустрии или ее сегменту.

Задачи кластера: совершенствование нормативно-правовой базы; развитие инфраструктуры; повышение квалификации трудовых ресурсов; создание благоприятных условий для привлечения финансовых ресурсов; совершенствование технологий, используемых в отрасли.

Звенья кластера - постепенно развитые со временем, в результате преимуществ сотрудничества, гибкие, могут эволюционировать по своей природе и принимать любую форму. Звенья могут эволюционировать ивидоизменяться со временем, создавая, тем самым, более формальные структуры, но всегда основанные на добровольных обязательствах.

Карта кластера – это схема, которая наглядно показывает всех прямых и косвенных участников производственного процесса, их развитость и интенсивность взаимодействия между ними. Она состоит из трех составных частей: ядро кластера, сопутствующие сферы, ресурсы кластера.

Ядро кластера – компании и организации, непосредственно вовлеченные в процесс оказания услуг, иными словами это туристские агентства, предоставляющие услуги по привлечению иностранных туристов в Казахстан. Гостиницы, дома отдыха, транспортные компании являются так же немаловажным звеном в туристском бизнесе и зачастую включаются в пакет услуг, предоставляемый туристскими агентствами. Места привлечения представляют очень важную сторону карты туристского кластера, поскольку они отражают не только понимание запросов туристов, но и отличительную черту каждого государства в отдельности. Посетители являются очень важной частью туристского кластера, так как от предпочтений заказчика будет меняться сама карта туристского кластера.

Косвенными поставщиками туристских услуг являются рестораны и организации, занимающиеся безопасностью туристов. Одной из баз для развития туристского кластера является государственный сектор, который включает образовательные учреждения, занимающиеся предоставлением специалистов в туристском кластере, отраслевые ассоциации и курирующие государственные органы. Ассоциации туристских операторов, а также гостиниц и ресторанов занимаются отражением мнения данной отрасли по определенным вопросам. Члены ассоциации должны обладать опытом работы в данной отрасли, что является положительным фактором, который характеризует устойчивость данных компаний, знание рынка туризма. Кластерные встречи обеспечивают открытое обсуждение проблем для их решения и инициатив для их развития, совместные решения; развитие и поддержание конструктивного диалога, обеспечение помощи и стратегического руководства для членов кластера. Встречи рабочих группнаправлены на определение планов мероприятий, шагов для решения конкретных проблем, презентации результатов рабочей группы, привлечение международных консультантов, для обеспечения анализа и стратегического плана по вступлению на рынок, а также для привлечения инвестиций.

В рамках туристского кластера предполагаемые участники кластера могут быть классифицированы на следующие группы:

- туристские операторы - поставщики туристских услуг;

- гостиницы;

- транспортные компании (предоставляющие автобусы, авиа перелет, железнодорожные перевозки);

- образовательные учреждения;

- комитет по регулированию торговой и туристской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: