Туризм, будучи сферой, требующей скромных капиталовложений, превращается в одну из самых прибыльных отраслей. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти, и стал крупнейшей экспортной отраслью экономики. В настоящее время для 38% стран мира, туризм является главным источником дохода, а для 83% - одним из 5 основных источников. США, Испания, Турция и Франция уже давно стали лидерами по числу путешествующих в эти страны.
Современная экономическая наука рассматривает туризм как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру с многообразием внутренних связей, а с другой - определить характер взаимодействия с внешней средой. Туризм - это совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
Теория туризма - это система знаний, объясняющих феномен туризма как социально-экономическое явление современного мира. Она имеет собственные: объект изучения - индустрию туризма - туристские центры и районы, включающие комплекс природных и культурно-исторических условий, а также туристские организации и предприятия сферы услуг; предмет изучения - туристский продукт - специально организованная туроператором программа рекреационной деятельности и туристского обслуживания, реализуемая на туристском рынке как самостоятельный продукт; субъект изучения - турист-человек, удовлетворяющий свой рекреационные потребности и характеризующийся особой системой свойств и состояний (физиологических, психологических, экономических, социальных и т.п.). Таким образом туристская деятельность - это формирование, продвижение и реализация туристских услуг.
|
|
Ведущей составной частью туристской индустрии выступают «туристские предприятия». По определению С.Р. Ердавлетова, под туристским предприятием следует понимать такую организационную единицу, которая посредством объединения необходимых производственных средств (ресурсов, земли, труда, денег и др.) осуществляет подготовку, производство и предоставление услуг туристам, используя для этого весь арсенал существующих методов управления. Туристские предприятия, создавая, оказывая и предлагая свои услуги, служат целям удовлетворения туристских (рекреационных) потребностей населения.
Динамичное развитие туризма обусловлено действием комплекса социально-экономических, демографических, природно-географических и научно-технических факторов.
Как отмечает С.Р. Ердавлетов, «в условиях товарно-денежных отношений туризм выполняет и другие экономические функции. Это, например, такие как:
|
|
- ускоренное развитие хозяйственной структуры определенной части территории страны;
- расширение сферы приложения труда, т.е. увеличение занятости населения за счет рекреационного обслуживания и в отраслях, связанных с рекреацией косвенно;
- существенное влияние на структуру баланса денежных доходов и расходов населения по территории страны в пользу рекреационных районов».
Туризм предлагается определять - отрасль национальной экономики и как осуществляемую в ней особую экономическую деятельность предприятий и организаций по предоставлению комплекса туристских услуг в целях удовлетворения туристских потребностей людей.
На рисунке 2.1 представлена структура туризма как отрасли национальной экономики
Рисунок 2.1 Структура туризма как отрасли национальной экономики
Основная миссия туристского кластера - это становление конкурентоспособной туристской индустрии (которая включает все элементы кластера - места привлечения, люди, знания, капитал).
Цель кластера - формирование туристского имиджа города или региона на международном рынке, создание конкурентоспособной туристской индустрии. Основополагающие принципы деятельности кластера - в соответствии с вышеупомянутым, само слово «Кластер» определяет те группы компаний, которые принадлежат к одной и той же индустрии или ее сегменту.
Задачи кластера: совершенствование нормативно-правовой базы; развитие инфраструктуры; повышение квалификации трудовых ресурсов; создание благоприятных условий для привлечения финансовых ресурсов; совершенствование технологий, используемых в отрасли.
Звенья кластера - постепенно развитые со временем, в результате преимуществ сотрудничества, гибкие, могут эволюционировать по своей природе и принимать любую форму. Звенья могут эволюционировать ивидоизменяться со временем, создавая, тем самым, более формальные структуры, но всегда основанные на добровольных обязательствах.
Карта кластера – это схема, которая наглядно показывает всех прямых и косвенных участников производственного процесса, их развитость и интенсивность взаимодействия между ними. Она состоит из трех составных частей: ядро кластера, сопутствующие сферы, ресурсы кластера.
Ядро кластера – компании и организации, непосредственно вовлеченные в процесс оказания услуг, иными словами это туристские агентства, предоставляющие услуги по привлечению иностранных туристов в Казахстан. Гостиницы, дома отдыха, транспортные компании являются так же немаловажным звеном в туристском бизнесе и зачастую включаются в пакет услуг, предоставляемый туристскими агентствами. Места привлечения представляют очень важную сторону карты туристского кластера, поскольку они отражают не только понимание запросов туристов, но и отличительную черту каждого государства в отдельности. Посетители являются очень важной частью туристского кластера, так как от предпочтений заказчика будет меняться сама карта туристского кластера.
Косвенными поставщиками туристских услуг являются рестораны и организации, занимающиеся безопасностью туристов. Одной из баз для развития туристского кластера является государственный сектор, который включает образовательные учреждения, занимающиеся предоставлением специалистов в туристском кластере, отраслевые ассоциации и курирующие государственные органы. Ассоциации туристских операторов, а также гостиниц и ресторанов занимаются отражением мнения данной отрасли по определенным вопросам. Члены ассоциации должны обладать опытом работы в данной отрасли, что является положительным фактором, который характеризует устойчивость данных компаний, знание рынка туризма. Кластерные встречи обеспечивают открытое обсуждение проблем для их решения и инициатив для их развития, совместные решения; развитие и поддержание конструктивного диалога, обеспечение помощи и стратегического руководства для членов кластера. Встречи рабочих группнаправлены на определение планов мероприятий, шагов для решения конкретных проблем, презентации результатов рабочей группы, привлечение международных консультантов, для обеспечения анализа и стратегического плана по вступлению на рынок, а также для привлечения инвестиций.
|
|
В рамках туристского кластера предполагаемые участники кластера могут быть классифицированы на следующие группы:
- туристские операторы - поставщики туристских услуг;
- гостиницы;
- транспортные компании (предоставляющие автобусы, авиа перелет, железнодорожные перевозки);
- образовательные учреждения;
- комитет по регулированию торговой и туристской деятельности.