Вопросы к экзамену:
1.Общее строение опорно-двигательного аппарата и его функции. Возрастные особенности развития хрящевой и костной ткани.
2.Классификация и строение костей.
3.Особенности роста и возрастные изменения костей скелета. Рахит и его профилактика.
4.Соединения костей. Суставы и их возрастные изменения.
5.Строение и функции позвоночного столба, его возрастные изменения. Изгибы позвоночника. Нарушения осанки и их профилактика.
6.Скелет грудной клетки. Возрастные особенности его развития и профилактика деформации грудной клетки у детей.
7.Строение черепа человека: мозговой и лицевой отделы. Череп новорожденного. Возрастные изменения костей черепа.
8.Кости верхней конечности и их соединения. Возрастные особенности.
9.Строение костей таза. Таз как целое, его функции, возрастные и половые особенности.
10.Кости и соединения костей нижней конечности. Возрастные особенности. Профилактика плоскостопия.
11.Мышечная ткань, ее строение и физиология.
12.Мышцы, их строение, классификация, возрастные изменения.
13.Физиологические функции мышц. Работа и сила мышц. Физическое утомление и переутомление, их профилактика.
14.Кожа, ее строение и функции.
15.Соединительная ткань, ее значение в организме.
16.Эпителиальная ткань, ее значение в организме и физиология.
17.Общее строение пищеварительной системы, ее физиологические функции.
18.Органы ротовой полости, пищеварение в ротовой полости.
19.Желудок. Строение, возрастные особенности пищеварения в желудке.
20.Тонкий кишечник, его строение. Пищеварение в тонком кишечнике.
21.Толстый кишечник, его строение, участие в процессах пищеварения. Дисбактериоз, его профилактика.
22.Обмен веществ и энергии в организме. Питательные вещества, их биологическое значение и особенности переваривания.
23.Рациональное питание. Режим питания детей и подростков.
24.Система органов дыхания. Строение и физиологические функции верхних дыхательных путей.
25.Нижние дыхательные пути и легкие, их значение в газообмене. Физиология дыхания.
26.Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек, их участие в водно-солевом обмене.
27.Общее строение системы кровообращения, ее функции и значение в поддержании гомеостаза.
28.Классификация и строение кровеносных сосудов. Круги кровообращения. Понятие о микроциркуляции.
29.Строение и физиологические функции сердечной мышцы. Понятие работы сердца; сердечный цикл.
30.Общая характеристика крови как жидкой ткани: ее состав, физико-химические свойства, основные функции.
31.Органы кроветворения и иммунной системы: красный костный мозг, вилочковая железа, миндалины, селезенка, лимфатические узлы, их значение и возрастные изменения.
32. Общая анатомическая структура нервной системы.
32.Значение нервной системы, ее функции, координирующая и интегрирующая роль в организме.
33.Строение и функции спинного мозга.
34.Строение и функции головного мозга.
35.Строение нейрона. Нейрон как структурная и функциональная единица нервной ткани.
36.Типы нервных волокон, их функциональное предназначение.
37.Возникновение и передача возбуждения в ЦНС, его значение. Проводимость. Механизм передачи нервных импульсов в синапсах.
38.Рефлекторный принцип функционирования нервной системы. Строение рефлекторной дуги.
39.Стволовая часть головного мозга, физиологические функции основных отделов.
40.Кора больших полушарий мозга как высший отдел ЦНС. Понятие о высшей нервной деятельности.
41.Классификация рефлексов. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов.
42.Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Мышление и речь. Возрастные особенности.
43.Эмоции, память, сон как проявления высшей нервной деятельности человека. Возрастные особенности.
44.Человек как целостная биологическая система. Возрастные этапы роста и развития организма.
45.Физическая и умственная работоспособность в различные периоды развития организма ребенка. Профилактика утомления и переутомления.
46.Понятие об адекватности физических и психических нагрузок функциональным возможностям организма ребенка. Стресс. Адаптация.
47.Сенсорные системы организма. Органы чувств. Строение органа зрения.
48.Физиология зрения. Профилактика нарушений зрения у детей. Гигиена чтения и письма.
49.Строение слухового анализатора. Возрастные особенности звуковосприятия. Профилактика нарушений слуха у детей.
50.Железы внутренней секреции. Биологическое значение (функции) гормонов. Гипоталамо-гипофизарная система.
51.Гипофиз. Гормоны гипофиза, их влияние на рост и развитие организма ребенка.
52.Щитовидная железа. Влияние гормонов железы на рост и развитие организма ребенка.
53.Надпочечники. Биологическое значение гормонов надпочечников.
54.Строение и физиологические функции мужской половой системы.
55.Строение и физиологические функции женской половой системы.
56.Основные положения гигиены детей и подростков.
57.Гигиенические требования к организации режима дня ребенка.
58.Гигиенические требования к организации учебного процесса у детей и подростков.
59.Значение физического развития для здоровья ребенка. Гиподинамия и ее профилактика. Закаливание.
60.Профилактика подростковой наркомании, токсикомании и алкоголизма.