Выработка концепции повышения конкурентоспособности кластеров

Несмотря на уникальные природно-климатические условия, курортную инфраструктуру, а также значительный рост инвестиций за последние пять лет Щучинско-Бурабайская курортная зона развивается слабо. На поверхности такие проблемы, как фактический износ материально-технического комплекса курорта; низкий уровень благоустройства территории, включая дороги, тротуары, ограждения, уличное освещение; плохие инженерно-коммуникационные сети, садово-парковое озеленение, недостаточный спектр услуг предлагаемых отдыхающим.

Для понимания перспектив кластеризации в экономике туризма рассмотрим общий каркас туристского кластера. Согласно представлениям ряда исследователей, объединение предприятий в границах населенного пункта формирует рекреационный пункт и определяет его специализацию. Территориальная специализация на выполнении туристско-рекреационной функции базируется на имеющихся конкурентных преимуществах территории: наличие и типы рекреационных ресурсов, их сочетаемость; уровень развития рыночной, производственной инфраструктуры, уровень развития сопутствующих видов деятельности. Перевес в структуре ресурсов культурно-исторических создает основу формирования туристско-экскурсионной специализации элемента территориальной структуры в территориальном разделении труда, а природно-рекреационных – туристско-рекреационной или курортной. В зависимости от специализации, элементов территориальной структуры концентрации туристской деятельности могут быть представлены пунктами, центрами, узлами, представленными как дискретными, так и ареальными формами.

Целью создания туристско-рекреационных кластеров является повышение конкурентоспособности территории на туристском рынке за счет синергетического эффекта, в том числе: повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер, стимулирования инноваций, стимулирования развития новых направлений. Создание туристского кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.

Для определения стратегии создания туристского кластера должна быть проанализирована сущность национальной экономической системы, выявлены важнейшие хозяйственные связи и исследованы проблемы взаимовлияния сопряженных производств, влияния внутренних и внешних рынков на планируемый процесс повышения конкурентоспособности туристских предприятий, услуг.

Для обеспечения успешной реализации плана и постоянного развития туризма в ЩБКЗ следует принять меры по повышению штрафных санкций для собственников объектов незавершенного строительства за нарушения сроков реализации инвестиционных проектов.

Важным аспектом выработки комплексной концепции создания кластеров в туристской сфере является разработка и принятие существующей модели управления конкурентоспособностью, исследования ее функционирования в процессе повышения уровня конкурентоспособности. Эта модель должна выявлять факторы конкурентоспособности при анализе влияния экзогенных переменных на эндогенные и исследовать процесс повышения уровня конкурентоспособности при различных параметрах. Это, в свою очередь, позволяет определить экономическую сущность процесса повышения уровня конкурентоспособности туристских предприятий, услуг.

Выработка комплексной концепции повышения конкурентоспособности туристских предприятий, объединенных в туристский кластер, опирается на то, что экономическая сущность этого процесса повышения состоит в следующем:

- формировании конкурентных преимуществ на основе ценности;

- сохранении природно-климатических туристских ресурсов;

- развитии внутренних рынков со всевозрастающим качественным спросом;

- формировании конкурентных преимуществ на основе повышения производительности;

- создании производственной и социальной инфраструктуры, направленной на обслуживание пиковых потоков туристов;

- формировании конкурентных преимуществ на основе доступности информации;

- образовании конкурентных преимуществ на основе доступности для всех участников кластера новых технологий;

- разработке принципов управления кластерной системы туристского региона.

Концепция формирования кластера в туристском регионе существенно зависит от адекватного определения экономических интересов страны. По нашему мнению, в Казахстане сейчас имеются следующие категории экономических интересов: к рынкам сбыта; к рынкам сырья; к географической близости к рынкам; к регионам с большим демографическим потенциалом и/или высоким платежеспособным спросом населения; поддержание определенных степеней свободы от мирового рынка туризма, что означает повышение конкурентоспособности национального туристского комплекса и обеспечение экономической безопасности страны.

Целью концепции создания туристского кластера должно быть повышение конкурентоспособности туристских предприятий и постепенный выход услуг отечественного туристского комплекса в группу лидеров на мировых рынках туризма. Достижение этой цели должно основываться на:

- создании условий для стабильного экономического развития экономики региона;

- полной занятости трудовых ресурсов региона, снижении социальной напряженности;

- воспроизводстве природных ресурсов, экологической безопасности;

- создании условий для самовоспроизводства факторов производства и создании конкурентных преимуществ на основе выделения приоритетных направлений в формировании условий для повышения производительности и доступности новых технологий;

- создании экономического, организационного и правового механизмов.

Принципы создания модели системы управления туристским кластером должны базироваться на основе системности. Использование системного подхода дает возможность принятия качественных управленческих решений.

Система состоит из двух составляющих:

1) внешнего окружения, включающее вход и выход системы, связь с внешней средой, обратную связь;

2) внутренней структуры - совокупности взаимосвязей между участниками кластера.

Регулирование системы управления туристским кластером обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит, прежде всего, от количества изменений в системе и ее окружении.

Сущность управления туристским кластером нужно рассматривать как совокупность следующих процессов: организации управления, управления и информации. Организация управления туристским кластером должна формироваться в соответствии с выделенной целью и объектом управления. Поэтому эффективность организации управления в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления.

Система управления туристским кластером должна строится по следующим группам принципов: базовым, связям системы с внешней средой кластера, методологии, функционирования и развития системы туристского кластера.

В составе модели туристского кластера можно различить следующие компоненты изображенные на рисунке 4.1 (стрелки характеризуют зависимость между компонентами):

- туристские ресурсы, располагающиеся на территории кластера, составляющие базу для развития кластера;

- туристские фирмы;

- организации, непосредственно формирующие и реализующие туристские продукты кластера: туроператоры и турагенты;

- поставщики услуг размещения, питания, транспорта и досуга, определяющие суть туристского продукта. Существование кластера невозможно без данных предприятий, а отсутствие хотя бы одного из них не позволит туристским фирмам создавать конкурентоспособные туристские продукты;

- предприятия, обслуживающие туристов в качестве сопутствующих отраслей, к которым относятся: розничная торговля (включая сувенирную продукцию); производство и продажа туристского снаряжения; финансовые институты; услуги связи (включая Интернет); строительство; страховые услуги; услуги КСК; сельское хозяйство; медицинские услуги. Основной туристский продукт может быть реализован и без участия данных организаций, но это приведет к увеличению затрат и снижению удовлетворенности туристов сервисом;

 

 

Рисунок 4.1 - Компоненты каркаса туристского кластера

- благоприятные условия, являясь факторами внешней среды, отражают климатические и географические особенности территорий, входящих в состав кластера, социально-экономическое положение территорий, поддержку туристской деятельности органами власти, общественными организациями и местным населением, нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение туристской деятельности кластера.

Из вышеприведенных статических данных вытекает динамическая модель формирования туристского кластера:

1. Определение региона, его конкурентных преимуществ и недостатков.

2. Определение целей и задач формирования кластера.

3. Определение основных комплексов, которые лягут в основу кластера (определение ядра кластера). При этом при необходимости осуществляется туристское районирование кластера. В пределах выделенных районов необходимо наметить территории, которые отличались бы выражением какого-либо основного преимущества. В таком случае каждый район мог бы предлагать особенные туристские продукты и взаимодополнять друг друга в региональной системе. Туристский район при таком подходе является протокластером, т.е. территорией потенциально способной выполнять туристские функции.

4. Формирование мер на уровне администрации: основные участники и их функции.

5. Меры на уровне бизнес-сектора.

6. Меры на уровне сектора науки и образования.

7. Начальный этап: развитие новых направлений деятельности и целевой маркетинговой активности.

8. Зрелый этап: достижение конкурентоспособного уровня по отношению к аналогичным регионам. Для успешной реализации стратегии необходимо грамотно организовать работу с целью опережения в инновационных областях. Опережение в инновациях отличается от стратегии, которая осуществлялась в предыдущие эпохи, когда основой стратегии была минимизации издержек.

При этом функционирует компонент решения проблем, где связаны элемент кластера, проблема, с ним связанная, способы ее решения и участники, способные решить данную проблему.

 

 

Рисунок 4.2. Схема решения проблем кластера

Таким образом, предложенная схема стратегического развития туристского кластера способствует не только сокращению числа потенциальных конкурентов (в данном случае - другие районы, территории), которые не способны вписаться в выбранный стандарт, но ведет к минимизации издержек производства, что, в свою очередь, положительно при ценовой конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: