Введение выпускной квалификационной работы
Примерный объем: 10% от всей работы (4–8 страниц).
Задачи:
– аргументированно показать читателю, что исследование темы вашей ВКР актуально и полезно (как для исполнительской практики, так и для науки об исполнительском искусстве);
– охарактеризовать состояние науки в данной области на настоящий момент;
– сформулировать цель работы и ее задачи, которые будут раскрыты в тематических главах.
Структура: 6 разделов, следующих по порядку.Названия этих разделов не нумеруются, но выделяются полужирным.
Изложение: краткое, по делу.
РазделыВведения и их содержание
Актуальность темы исследования
а) Очень кратко и ёмко охарактеризуйтеявление искусства (ситуацию, процесс), которомупосвящена ваша работа.
б) Очертите проблематику, связанную с этим явлением, и обоснуйте важность его исследования.
Пример:
Тема работы: Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования
автор: Бородин Б.Б.[1]
В первых предложениях Введения автор в общих чертах характеризует явление, которому посвящена работа:
|
|
Феномен фортепианной транскрипции представляет собой важнейшую часть транскрипторской сферы, широко распространенной в музыке. Трудно назвать какую-либо другую область транскрипторского искусства, оказавшую столь же плодотворное воздействие на развитие инструментализма и музыкальной культуры в целом.
Затем автор приводит аргументы в пользу того, что данное явление (фортепианная транскрипция) востребовано в современной музыкальной культуре:
В последние десятилетия интерес к транскрипциям неуклонно растет. Многие крупные музыканты конца XX — начала XXI веков усматривают в них необходимое звено культурной традиции. Транскрипции все чаще появляются в концертных программах, в каталогах звукозаписывающих фирм, занимая своё место в звучащей истории музыки. В концертную практику возвращаются, казалось бы, давно канувшие в Лету транскрипторские опусы виртуозов прошлого, становятся репертуарными эффектнейшие парафразы В. Горовица, не зафиксированные автором в нотной записи, создаются новые транскрипции, обогащающие исполнительский репертуар.
Наконец, показав востребованность этого явления на практике, автор формулирует основные проблемыв его научном осмыслении и обосновывает актуальность обращения к теме своей работы:
На фоне своеобразного «ренессанса» транскрипции в деятельности приходится констатировать, что в музыкознании транскрипторская сфера изучена далеко не достаточно. Нет последовательно изложенной истории транскрипторского искусства. В ней немало «белых пятен», что связано с объективными трудностями сбора нотною материала: одни, некогда популярные, образцы транскрипций давно не переиздавались и стали редкостью, другие - созданы совсем недавно и не нашли еще широкого распространения. Не вполне разработана теория транскрипции как вида музыкального творчества, имеющего точки соприкосновения со сходными явлениями в других видах искусства и, следовательно, отражающего определенные закономерности художественного мышления в целом. Не существует общепринятой классификации разновидностей транскрипции, не определено ее место в системе традиционных музыкальных жанров. Все это свидетельствуют о назревшей актуальности исследования феномена фортепианной транскрипции, представляющего о значительный интерес, как с практической, так и с теоретической точки зрения.
|
|
Этот пример взят из докторской диссертации. В вашей работе раздел об актуальности может быть короче и занимать 1–2 абзаца, но ход мысли тот же: охарактеризовать тему — очертить ее проблематику — сформулировать, чем именно актуально, полезно научное исследование этой темы.