1. Порядок слов в русском языке обладает смыслоразличительной функцией. При нейтральном (неэкспрессивном) порядке слов как главное автоматически воспринимается то слово, которое стоит в конце предложения.
Задание. Сравните содержание трех фраз: что влияет на изменение их значения (В заданиях использованы предложения из рассказа Радия Погодина “Сима из четвертого номера”)?
Мальчишка недавно переехал в этот дом.
Мальчишка переехал в этот дом недавно.
Недавно в этот дом переехал мальчишка.
2. В предложении выделяется слово или сочетание слов, несущее новую информацию, развивающее мысль (закон нового). Например: “Дальше был нарисован парусный корабль – бригантина, как определил Мишка. Бригантина неслась на всех парусах. Нос ее зарылся в кипящую густо-синюю волну”.
Задание. Выделите в каждом предложении слово, вносящее новый смысл.
Неподалеку от Кешкиного дома протекала речка. Пахло от нее пенькой, водорослями, смолой, рыбой. И это был удивительный запах – лучше, чем аромат конфет и пирожных, – речка дышала морем.
|
|
Неуклюжие баржи навозили сюда целые горы морского песка и желтых камней. А в начале лета крикливые буксиры забили всю речку лесом. Намокшие за долгое путешествие бревна жались к берегу, как стадо усталых молчаливых тюленей.
3. Нарушение привычного, прямого порядка слов воспринимается как новый оттенок мысли. Инверсия (нарушение прямого порядка слов) заостряет внимание на особых подробностях и придает им определенный смысловой оттенок. Прямой порядок слов: подлежащее, сказуемое; второстепенные члены распределяются согласно связям внутри устойчивых словосочетаний. Рассмотрим примеры.
1. Прямой порядок: “Ребята прозвали его Семафором”; “Однажды Сима исчез и долго не появлялся во дворе”.
2. Обратный порядок (инверсия): “Днем дул с Финского залива теплый ветер”; “И вот в эти по-весеннему теплые дни опять появился Сима”.
Задание. В каком предложении использован прямой порядок слов, а в каком он нарушен? Как это влияет на смысл предложения?
Мишка и Круглый Толик плечом к плечу тронулись вперед. Тронулись вперед плечом к плечу Мишка и Круглый Толик. Еще несколько ребят пристроилось к трем приятелям. К трем приятелям пристроилось еще несколько ребят.
3. В предложениях с нейтральным порядком слов второстепенные члены принимают на себя фразовое ударение, когда становятся носителями новой информации и находятся в конце предложения.
Задания
1. Проследите, как развивается мысль и как меняется значение предложения в зависимости от наличия второстепенных членов и их позиции в предложении.
|
|
Листы в альбоме были связаны.
Листы в альбоме были связаны лентой.
Листы в альбоме были аккуратно связаны лентой.
Листы в альбоме были аккуратно связаны белой шелковой лентой.
Листы в альбоме были аккуратно связаны лентой, белой, шелковой.
2. В каком предложении возникает инверсия? Сравните логические акценты, возникающие при изменении порядка слов.
Ребята тоже кричали вдогонку мальчишке разные насмешливые, а подчас и оскорбительные слова.
Ребята тоже кричали вдогонку мальчишке разные слова, насмешливые, а подчас и оскорбительные.
3. Как изменяется смысл предложения в зависимости от места второстепенного члена?
Сима покраснел еще гуще.
Сима еще гуще покраснел.
4. Усилительные и выделительные частицы переносят ударение на слова (словосочетания), при которых они стоят, и ограничивают передвижение ударений. Например: Она уже третий год в школе не работает...; Только из-под поленниц продолжали бежать реки грязной воды.
5. Принимают на себя ударения усиливающие, подчеркивающие слова тоже, тут же, это, все, совсем, очень, еще, сам и др. Например: “Сима тоже выставил кулаки, но по всему было видно, что драться он не умеет”; “Сима получил еще одну затрещину”; “Но я же сама видела...”.
Задание. Расставьте в предложениях логические ударения, основываясь на законах речи.
1. Кирпичная плотина протекла.
2. Вода в водохранилище не держалась.
3. Реки норовили обежать его стороной.
4. Только Кешка не успел.
5. Зрители при драке очень переживают.
6. Разговоры тотчас смолкли.
7. На другой день в небе хозяйничало солнце.
8. Кешка подпрыгивал от восторга.
9. Прошел месяц, два...
10. Ребята уже не заглядывали сюда.
11. И только Сима из четвертого номера остался верен заднему двору.
12. Я тоже знаю, – ответила Людмилка и поймала на варежку большую снежинку.
13. Он еще не придумал, что сказать, а Людмилка уже выпалила: “Кешка-Головешка!..”
6. Ударение падает на слово-вопрос. “Что же нам с ним делать?”; “Зачем я это сделал?”
7. Ударение падает на обобщающее слово при однородных членах. “Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб” (Паустовский К.Г. “Кот-ворюга”).
Задание. Расставьте во фрагменте из рассказа К.Г. Паустовского “Кот-ворюга” логические ударения.
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.