Глава 2. Средства выразительности устной речи

РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

 

Хорошая дикция – необходимое качество человека, работающего с другими людьми. Но достаточно ли этого для того, чтобы донести смысл своих высказываний до собеседника, достаточно ли этого, чтобы передать мысль автора произведения, которое нужно прочитать вслух перед аудиторией, заставить воображение слушающего человека воссоздать картины мира, созданные писателем, вызвать сопереживание персонажам?

Мысль, чувство, слово в чтении соединяются в единое целое. Можно правильно произнести все слова в тексте, но при этом не окрасить их эмоциями. Можно, напротив, сделать чтение чрезмерно эмоциональным. Все это отразится и на мысли – она неизбежно будет искажена.

Вслушайтесь в речь людей. Она мелодична: голос все время изменяется по высоте звука, чуть поднимаясь и опускаясь; по силе, – делаясь то тише, то громче; по окраске, – становясь то бархатным, то резким; по темпу, – то убыстряясь, то замедляясь. Как и в музыкальной фразе, в речи есть сильные и слабые доли, что делает ее ритмичной; паузы. Отчетливее понять это помогает прослушивание речи на незнакомом языке, когда мы не понимаем смысла, а только слышим звучание.

Единство взаимосвязанных компонентов речи – мелодики, силы голоса (интенсивности), длительности, темпа речи, тембра голоса, пауз и ударений – называется интонацией.

Речевая интонация – явление акустическое (т.е. оно создается определенными колебаниями звуковой волны в пространстве – воздухе – и во времени). Рассмотрим параметры интонации.

 

Тон и диапазон

 

Когда звуковая волна, образующаяся в результате прохождения воздуха через гортань, доходит до нашего уха, мы начинаем слышать звук.

Усилием воли человек напрягает или ослабляет голосовые связки и тем самым регулирует размер отверстия, через которое проходит воздух. Это и позволяет менять высоту нашего голоса. Природа наделила человека разным диапазоном голоса, т.е. количеством доступных голосу тонов. Но диапазон можно увеличить, выполняя специальные упражнения, “распевая” голос.

Задание. Попробуйте прочитать вслух фрагмент из сказки Дональда Биссета “Туман”, не меняя тон голоса. Как бы вы назвали такое исполнение?

Туман

 

Однажды в день рождения королевы на Лондон спустился туман. Он хотел посмотреть праздничный парад. Но как только он окутал Лондон, королева сказала генералу:

– Сегодня парад придется отменить. Туман!

И так повторялось каждый раз, когда на Лондон спускался туман.

Туману было очень обидно, он давно мечтал увидеть парад, но что делать, если всякий раз, когда он появлялся в Лондоне, королева говорила:

– Парад отменяется!

В Букингемском дворце под королевским троном жила кошка по имени Смоки. Она пожалела туман и решила ему помочь.

 

Один из параметров интонации – это ее диапазон. Чтение на одном тоне или в очень узком звуковом диапазоне называется монотонным (однотонным) и вызывает раздражение слушающего. Монотонный голос лишен выразительности и может донести только содержание текста. Изменения тона в зависимости от эмоциональной окрашенности предложения, его смысла, коммуникативной ситуации делает речь естественной, мелодичной, приятной на слух.

Повышение тона связано в нашем сознании с восклицанием, которое может выражать и радость, и испуг, и восторг, и удивление, и приказание.

Понижение тона – показатель твердости, решительности, спокойствия, с которым выражается суждение, приказ, просьба.

Иногда (помимо мускульного напряжения и усиления выдоха) повышением или понижением тона мы обозначаем ударные слоги в словах, к которым хотим привлечь внимание слушающего.

Задания

1. Понаблюдайте за речью кого-либо из своих знакомых в привычной ситуации. Постарайтесь уловить в ней повышение и понижение тона. Запишите несколько примеров, отмечая изменения тона (высоты звуков). Сделайте выводы о том, в каких случаях чаще всего мы прибегаем к этому выразительному средству.

2. Прослушайте актерское чтение небольшого отрывка художественного произведения несколько раз и отметьте в печатном тексте, как изменяется высота голоса исполнителя. Какой эффект создает этот прием?

Плавность

 

Если мы коснемся гитарной струны плавно, спокойно, а затем резко (дернем за струну), то инструмент издаст звуки хоть и одного тона, но явно разного качества. Перебирая струны плавно, мы получаем спокойно льющуюся мелодию. Резкие удары или щипки рождают отрывистые звуки. Произнося слова, мы то выдыхаем воздух постепенно, плавно – и говорим на одном дыхании, соединяя слова между собой, произнося их как одно; а то выдыхаем толчками, на каждом слове – и говорим резко, отрывисто.

Еще один параметр интонации – плавность (отрывистость).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: