Виды работ (из программы профессионального модуля)
Курс | Семестр | Виды работ |
Виды работ: I.Проектирование деятельности воспитателя. Задания: 1. Используя источники педагогической литературы, охарактеризуйте не менее трех диагностических методик, которые можно использовать в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста для изучения условий для: возникновения и развертывания трудовой деятельности детей; развития общения между детьми в труде; реализации трудовой деятельности. Укажите цель, критерии оценки, диагностический инструментарий, диагностическую процедуру, способ обработки полученных результатов. По данным методикам проведите исследование. Проанализируйте полученные результаты. На основании результатов исследования спроектируйте беседу: а) для воспитателей; б) для родителей. 2. Составьте анкету или программу интервью для изучения трудовых навыков и опыта в семье дошкольника, учитывая рекомендации, представленные в статье В.А.Руденко «Анкета и интервью в педагогическом исследовании». 3. Составьте копилку методов профессиональной самодиагностики (не менее 3-5 методик). II. Имитационное моделирование трудовой деятельности дошкольников Задания: 1. Составьте развернутый план подготовки и организации труда дошкольников. 2. Проанализируйте коллективную трудовую деятельность дошкольников по следующей схеме: 2.1. Содержание коллективного труда. - Какие виды были включены в содержание коллективного труда? - Соответствовало ли содержание каждого вида труда программе данной группы? - Соответствовало ли данное содержание возможностям детей данной конкретной возрастной группы? Или для этих целей оно было легким (трудным)? - интеграция образовательных областей. 2.2. Оборудование коллективного труда. - Были ли все необходимые предметы для данного труда в нужном количестве? - Каковы эстетические качества трудового оборудования? 2.3. Организация обстановки для коллективного труда. - Удобно ли были расставлены столы и расположено оборудование? - Принимали ли участие дети в подготовке обстановки для коллективного труда? Правильно ли поступил воспитатель, что основную заботу по подготовке обстановки взял на себя (переложил на детей)? - Соблюдались ли гигиенические условия: • хорошо ли освещены рабочие места детей? • сохраняли ли дети во время труда правильную позу или она была напряженной? • поддерживались ли в обстановке порядок и чистота? • соответствовали ли размеры оборудования силам и возможностям детей? • посильной ли была трудовая нагрузка детей по объему работы и ее деятельности, длительность во времени? 2.4. Организация и методика проведения коллективного труда. - Как была организована работа с детьми (объяснение: посадили их на стулья или слушали объясненье воспитателя стоя). Как правильно? - Четко ли были даны воспитателем все объяснения и указания в работе? - Имел ли место показ приемов работы? Правильно ли поступил воспитатель, что ограничился только словесными объяснениями и указаниями (или правильно ли поступил воспитатель, что одновременно со словесными объяснениями использовал наглядный показ приемов работы? Почему да, нет)? - Подтверждалось ли в объяснении к работе ее значение? В чем это конкретно выразилось? - Имело ли место разделение между детьми общей работы на отдельные операции, или все дети выполняли одинаковую работу? Чем вы можете объяснить, что разделения работы на отдельные операции не было (или, что оно было). 2.5. Достаточно ли активно было руководство воспитателя детьми во время работы? В чем это конкретно выражалось? 2.6. Как закончился коллективный труд? - Одновременно ли дети закончили работу или нет, правильно ли это? - Привлекались ли или не привлекались дети к уборке оборудования? (в обоих случаях дать оценку-правильно ли это). - Оценил ли воспитатель работу детей, насколько методически правильно это было сделано? (какие оценки преобладали — положительные или отрицательные, что оценивалось — поведение, трудовые умения, трудовые условия, старательность, самостоятельность, результаты труда, взаимопомощь). 2.7. Имеются ли эмоциональные моменты в проведении коллективного труда? В чем они выразились? 2.8. Наблюдалось ли усложнение в содержании и организации коллективного труда младших и старших детей? В чем конкретно это выразилось? 2.9. Как подводился итог трудовой деятельности детей? Какие методы и приемы использовала воспитатель при проведении анализа. Участие детей в анализе. Дополните предложенную схему анализа своими компонентами. 3. На основании изученной литературы определите позицию воспитателя в процессе подготовки и организации трудового взаимодействия дошкольников. III. Наблюдение за развитием трудовых навыков у детей и анализ образовательной деятельности по проблеме. IV. Оценка процесса и результата организации трудовой деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. |