double arrow

Часть 1.Выигрывать этно-конфликты, не споря?

В душе мы уже миротворцы

(этнические конфликты в каждом из нас)

 

Расчетное время (тайминг) – 6 часов

Аннотация

Каждый склонен думать о себе как о мирном человеке. Но в поведении часто наоборот: слово за слово, обиды-упреки – и вот уже конфликт. Когда оппонент оказывается не нашей национальности, мы склонны чаще объяснять конфликт исходя из этнических различий, а не из наших с ним ошибок. Тому есть причины.

Проблемы с в отношениях с представителями иных этносов начинаются задолго до встречи с ними. Это как с иностранными языками: их изучение легче дается тем, кто хорошо знает свой родной. Так и в межэтнических отношениях: понять иных легче, когда хорошо знаешь себя. Этого-то как раз и недостает. Просто сказать, например, «Я – русский». Чем докажете? Генами? Если присмотреться, у всех намешано… Традициями, культурой? Какой именно? Ответы большинства людей, как правило, крайне упрощенные.

Поняв себя (лично и как представителя своей национальности), выясняешь, что этнос – это не кровь или не внешность, и что у всех нас – этнически разных – гораздо больше общего, чем различий. Но различия всегда подчеркиваются. Кем и зачем? Ответы на эти и подобные вопросы – суть законы и движущие силы развития общества, в частности, этнического самосознания больших групп людей. Нормальные и продуктивные сами по себе, они в заинтересованных руках становятся инструментом порождения межэтнического напряжения, доведения его до вражды.

Это о семенах экстремизма. Теперь о психологической почве для него в повседневности. Когда мы говорим «всегда», «совершенно», «полностью», мы впадаем в крайность, когда перекладываем ответственность на другого, впадаем в крайность, когда бездумно говорим «должен», впадаем в крайность – это и есть бытовые предпосылки экстремизма. Мы не только обсудим, как совладать со своей подверженностью крайностям, научиться жить мирно с любыми людьми. Мы опишем конкретные приемы, вплоть до эффективных лайфхаков («если надо отреагировать на… можно использовать…»). К ним как к финишу и устремится наша лекционная беседа.

 

Автор: Доценко Евгений Леонидович

Место работы: Тюменский государственный университет

Ученая степень и звание: доктор психологических наук, профессор

 

План лекционного курса

Лекция 1. Не вовлекайся – не вовлечен будешь: сам обманываться рад – 2 часа

Часть 1. Выигрывать этно-конфликты, не споря?

· За что мы любим конфликты?

· Как распознать этнические конфликты?

· Зачем спорят, не выигрывая?

· Что такое выиграть, не споря?

Часть 2. Этническая манипуляция – кто себя лучше обманет?

· Кто не с нами, тот против нас?

· Как не порадеть родному человеку

· Практические подсказки – задания на дом

· Контрольные вопросы и ответы к ним

Лекция 2. Как переформатировать свои этнические стереотипы и предубеждения – 2 часа

Часть 1. Сладкие иллюзии этнических стереотипов и предубеждений

· «Я их не видел, но знаю, какие они» – о стереотипах

· «Я знаю, почему они так делают» – о свойствах стереотипов

· «Я с ними не общался, но знаю, как вести себя» – о стереотипном поведении

Часть 2. Вынуть соринку из глаз – увидеть себя в другом этносе

· Загляни в свозе будущее

· Коллективизм и индивидуализм

· Другие переменные для сравнения этносов

· Практические подсказки – задания на дом

· Контрольные вопросы и ответы к ним

Лекция 3. Межэтнические контакты:приручить своих задиристых драконов – 2 часа

Часть 1. Смысловые ориентиры обновленного этнического мышления

· Сам в себе борец за конфликты

· Социально-психологические средства противостояния этническим конфликтам

· Кому и что (не) надо объяснять

· Главный аргумент – гены!

Часть 2. Тренинг бытового этнического миротворчества для ленивых

· Думать некогда – ругаться надо?

· Алгоритм обучения для лодырей

· Диалог со своим подсознанием.

· Контрольные вопросы и ответы к ним

Комментарии к лекционному курсу (для лектора и организаторов).

 


Лекция 1.Не вовлекайся – не вовлечен будешь:
сам обманываться рад

Слайд 3

Слайд 4

План лекции.

Часть 1. Выигрывать этно-конфликты, не споря?

· За что мы любим конфликты?

· Как распознать этнические конфликты?

· Зачем спорят, не выигрывая?

· Что такое выиграть, не споря?

Часть 2. Этническая манипуляция – кто себя лучше обманет?

· Кто не с нами, тот против нас?

· Как не порадеть родному человеку

· Практические подсказки – задания на дом

Контрольные вопросы и ответы к ним

 

Основной материал

Добрый день, уважаемые слушатели!

Все вы, равно как и я, каждый день контактируем с людьми, которые не принадлежат к той национальности, к которой мы себя причисляем. Обратите внимание на эту формулировку: «национальности, к которой мы себя причисляем». Многие не помнят, чтобы себя «причисляли» – родился в семье русских (евреев, армян, башкир…) и все тут. Но когда вас спрашивают о вашей этнической принадлежности, то вы отвечаете – а это и есть заявление о том, какой этнической общности вы придерживаетесь. То есть своими ответами вы себя все же причисляете – относите.

Общение с лицами другого этноса, как привило, не вызывает особых затруднений, но когда они случаются, то запоминаются как особенные трудности – не такие, как другие. В наших встречах мы обсудим причины, по которым межэтнические трудности воспринимаются серьезней, чем, скажем, экономические, межличностные и другие. Но самая главная цель наших встреч – обозначить пути к тому, чтобы трудностей межэтнического плана стало меньше, а межэтнические контакты стали более продуктивными (помогали решать текущие или перспективные задачи).

Если конкретно, то я надеюсь, что к концу наших встреч в будете готовы неплохо решать следующие задачи:

1. Снимать шероховатости в общении и сглаживать конфликты, возникающие с представителями этносов, сравнительно недавно мигрировавших в Россию. Чтоб хотя бы в минимальной степени почувствовать миротворцем, следовало бы помощь им освоить социальные и культурные особенности, которые для вас естественны, и чтобы объяснить, следует самому их еще осознать. В наших беседах вы это сделаете в достаточной мере для решения поставленных задач.

2. Наладить продуктивные контакты с иностранными студентами, обучающимися в вашем вузе или в одной с вами группе – а их со временем становится все больше. Учитывая короткие сроки их пребывания, хорошо бы быть готовым передавать особенности своей культуры и учитывать их этнические особенности сравнительно быстро и без существенных потерь.

3. Обеспечить себе продуктивное общение в другой стране, в которую вы отправитесь на учебу, отдых, или в поездка на молодежные социальные или научные мероприятия. Здесь уже вам самим следует побеспокоиться о том, чтобы показать себя достаточно гибким, чтобы оперативно подстраиваться под социальные и этнические особенности принимающей вас стороны.

При такой подготовке вам не составит труда сравнительно хорошо общаться и с представителями культур, которые уже давно живут на территории России, сохраняя свои социальные и культурные особенности. Мастерством мирного сосуществования всегда отличалось российское государство.

 

Слайд 5

Часть 1.Выигрывать этно-конфликты, не споря?

 

Этническое возрождение – одна из примечательных черт развития человечества на современном этапе. Довольно широко вырос интерес к своим корням как у отдельных людей, так и у целых народов, что проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или восстановить свою национальную государственность. Когда одни этнические интересы сталкиваются с интересами других народов, создаются предпосылки для межэтнической напряженности.

Слайд 6

Существует несколько объяснений этнического возрождения:

а) это реакция отставших в экономическом развитии народов на порождающую этнокультурное разделение труда экономическую и технологическую экспансию экономически более развитых народов;

б) внутриэтническое взаимодействие интенсифицируется как реакция на мировую социальную конкуренцию и на унификацию материальной и духовной культуры;

в) благодаря средствам массовой коммуникации облегчаются процессы сплочения этносов;

г) в условиях усиления влияния больших социальных групп в экономике и политике этнические общности оказываются в более выгодном положении, чем другие большие социальные группы.

Слайд 7

Кроме этих объяснений, в которых этнос призванобеспечивать экономические и политические преимущества, есть и чисто психологические причины. С этой точки зрения этнос как психологическая общность способенкаждому человеку дать следующее:

1) ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию;

2) задавать общие жизненные ценности;

3) защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие.

У человека есть потребность ощущать себя частью «мы», и этнос делает это часто наилучшим образом, предоставляя надежную и стабильную во времени опору. Это устойчивая во времени межпоколенная группа, для которой характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Благодаря этим качествам этнос является для человека надежной группой поддержки. Сегодня нам предстоит понять, благодаря каким процессам эта поддержка оказывается. И, соответственно, почему люди так сильно за нее держатся, что готовы порой на любые конфликты.

Слайд 8

За что мы любим конфликты?

Каждый склонен думать о себе как о мирном человеке. Но в поведении часто наоборот: слово за слово, обиды-упреки – и вот уже конфликт. Похоже, конфликты все же чем-то привлекают нас? Действительно, есть слабо осознаваемые выгоды от участия в конфликте.

Слайд 9

Конфликты:

1. Дают чувство собственной силы – пусть даже иллюзорное

2. Тренируют бойцовские качества

3. Создают опыт переживания своей правоты

4. Организуют время и поведение там, где мы не знаем, как себя вести

Эти выгоды усиливаются именно в межэтнических конфликтах. Поэтому рядовые обыватели особенно склонны вовлекаться именно в межэтнические конфликты – в них они вовлекаются быстрее, чем в иные – бытовые, межличностные, экономические, политические.

Почему так происходит? В чем здесь разгадка?

Слайд 10

В том, что в конфликте мы становимся немного дикарями – переносимся во времена первобытного строя (далее будет использовать термины «архаика», «архаический»).

Слайд 11

Точнее, мы погружаемся в состояние, во многом похожее на архаические переживания:

· Мобилизуемся для борьбы за выживание – как в те времена, когда все казалось угрожающим и непредсказуемым.

· Нуждаемся в поддержке со стороны своих родственников, друзей, близких по духу людей – ищем ее точно так же, как это было у членов племени.

· Возлагаем ответственность за проблему на оппонентов – так это происходило в те времена, когда почти все другие почти всегда представляли действительную угрозу племени.

Слайд 12

В одном из наших диссертационных исследований было показано, что почти две трети лиц даже с высшим образованием на конфликт реагируют первым делом именно архаически (Кишко 2003):

· я – хорош (веду себя правильно и мирно),

· другой – плох (агрессор, угрожает),

· надо срочно дать отпор.

Слайд 13

В силу этого механизма –актуализации архаических состояний в конфликте – любой конфликт содержит в себе соблазн все валить на другого. А это именно то, что происходит в этнических конфликтах.

 

Слайд 14

Как распознать этнические конфликты?

Когда оппонент оказывается не нашей национальности, мы склонны чаще объяснять конфликт исходя из этнических различий, а не из наших с ним ошибок. Разберем, что же такое этнические конфликты?

Слайд 15

Первый признак – их межгрупповой характер. Когда мы говорим межгрупповые конфликты, на ум приходят революции, религиозная нетерпимость, межэтнические столкновения, соперничество между полами, острые трудовые споры.

Среди межгрупповых (или социальных в широком смысле слова) конфликтов обычно выделяют (Здравомыслов, 1995):

· политические конфликты, когда борьба идет за власть, доминирование, влияние, авторитет тех или иных социальных групп;

· социально-экономические (или социальные в узком смысле слова) – «между трудом и капиталом», например, между профсоюзами и работодателями;

· этнические – те, что возникают по поводу прав и интересов этнических общностей.

Если некий конфликт интерпретируется (объясняется) так, что он возник между конкретными людьми, то это не этнический конфликт.

Второй признак – активация этнической идентичности. На психологическом уровне любые конфликты проявляются в восприятии расхождения интересов (действительного или мнимого), что приводит к активизации социальной идентичности – осознания себя как части некой этнической группы, или кого-то как части некой иной этнической группы.

Следует учитывать, что этнические конфликты носят социокультурный характер – подчеркиваются различия в языке, религии, обычаях и менталитете вовлеченных в конфликт этнических общностей. Этнические конфликты обостряются из-за предпочтения вовлеченными в конфликт сторонами разных способов их урегулирования: в одной культуре могут предпочитать избегание конфликтов, а в другой – прямую конфронтацию [Gudykunst, Bond, 1997].

Так что если конфликт воспринимается как «конфликт между Владимиром и Русланом по поводу денег», то он не этнический. А если этот же конфликт объясняется как «да просто татарин и русский не поделили…», то у него есть основания стать этническим, если с этим объяснением согласятся окружающие!

Слайд 16

Внимание! Тут есть одна «подстава» (подмена, замещение). Не всякий конфликт, в котором участники принадлежат к разным национальностям, является этническим.

Многие межличностные, бытовые или социально-экономические конфликты представляются этническими лишь потому, что так считают участники конфликта или его свидетели.

Заметьте – это не суть этнические конфликты, а лишь приписывание им этой характеристики!

Выглядит это примерно так. Вернемся к нашему последнему примеру.

Слайд 17

Вариант 1. Русского парня, Владимира на дороге подсекает машина. Обогнав обидчика, он видит, что за рулем сидит, например, Руслан, явно не славянской внешности. Владимир тут же думает что-то вроде: «ИХ ТАМ водить не учат!» или «ОНИ только пешком ходить умеют и в седле скакать, а не водить!» – выпячивая этнические особенности своего визави и перенося их на всю эту группу в целом. Более того «слишком русский» парень может решить, что его подрезали намеренно, и причиной тому национальная неприязнь. То, что этот конфликт не этнический, станет понятнее, если внести в него внешние изменения.

Слайд 18

Вариант 2. Владимир увидел за рулем:

а) девушку; теперь у него иные мысли: «Баба за рулем, как обезьяна с гранатой – не знаешь, чего ждать»…

б) пожилого человека – «Ему надо уже у печки сидеть, а не за рулем!», «Скоро рассыплется, а еще обгоняет…»

Слайд 19

И только, встретив на дороге другого парня, своего ровесника, представителя того же этноса, наш герой решил бы, что проблема в поведении конкретного человека, не обобщая поведение таких же людей по этническому, половому или возрастному признаку. Как видим, любая особенность, любое отличие выступает способом осудить того, кто доставил даже некоторые неудобства (это проявление архаики – грузить вину на другого). Но этнические объяснения имеют тенденцию накапливаться и обобщаться – это еще более сильное проявление архаики в психике людей.

Слайд 20

Фактически мы только что обсуждали привели примеры каузальной атрибуции – приписывания людям и группам людей объяснений его/их поведения, основываясь на привнесенных соображениях. Такими основаниями для объяснения может выступать все, что угодно. Логики здесь не требуется, лишь внешне такое объяснение казалось правдоподобным. –

Слайд 21

Чтобы узнать, с какого рода конфликтом вы имеете дело, надо смотреть не на участников, а на предмет спора – объективную часть конфликтной ситуации.

Например, требуется принять на работу кого-то, выбирая между претендентами на должность, принадлежащим к различным национальностям. По сути есть лишь основание для возможного конфликта – конфликт интересов сторон. Самого конфликта еще нет.

Конфликта так и не случится, если работодатель точно объяснит, по каким причинам он выбрал одного или другого, и что эти причины носят чисто деловой характер: по квалификации, по готовности меньше получать…

Если работодатель будет открыто руководствоваться этническими соображениями («русских не беру – все пьяницы» или «поставь туда армянина, так он всех родственников к нам пристроит»), то это явные предпосылки для этнического конфликта. Обиженные найдутся всегда…

Если же работодатель не объяснил своего решения, то обиженный претендент может додумать все что ему покажется уместным.

Слайд 22

Зачем спорят, не выигрывая?

Что люди точно умеют делать очень хорошо, так это именно проигрывать в конфликтах. «Фишка» в том, что оппоненты увлекаются процессом («главное – в драчку ввязаться»), упуская из виду, что процесс спора имеет тенденцию втягивать участников в себя как пылесос втягивает пыль. Идя за процессом, люди начинают придавать ему большее значение, чем суть результатам – удовлетворению своих интересов. Участники забывают о своих долгосрочных интересах, опускаются до мелочей и вязнут в болоте взаимных обвинений.

Слайд 23

Вовлекаясь в процесс спора, спорщики проигрывают оба!

Это верно для всех конфликтов, но для этнических в особенности, потому что в основу конфликта как события уже заложена угроза идентичности оппонентов, в глубине которой спрятаноэтническое ядро. В этнических спорах нельзя доказывать, что кто-то лучше или хуже – это требует от того, кто «проиграл» (стал выглядеть «хуже» или должен подчиниться), изменить свою этническую идентичность. Но это не только душевно болезненный процесс, он еще подрывает основы существования человека.

Проиллюстрируем эти мысли на примере беженцев. На бытовом уровне их проблема порой звучит как: «Что вы сюда понаехали!». Те, кто «понаехал», сделали это не всегда по своей воле, часто под давлением обстоятельств. Встречаясь с жесткими формулировками, они чувствуют угрозу своей идентичности (своим представлениям о себе), которая усиливается незнакомым культурным и социальным окружением. Как результат, они начинают даже не защищаться, а атаковать (потому что это кажется лучшей защитой), скажем, припоминают какой-то грешок «принимающей стороне». Те же только распаляются от такой «наглости».

Происходит подмена цели спора: это уже не отстаивание своих интересов, а попытка опустить/унизить оппонента. В ход идут мифы, провокации, передергивание фактов и откровенная ложь. На уровне абстрактных утверждений оппонента невозможно загнать в угол, заставить признать поражение. Да, он и не хочет в этот угол. Рано или поздно кому-то из участников конфликта это надоедает, и он спускается с интеллектуального на привычный уровень физиологии и бьет первым…

Слайд 24

Что такое выиграть, не споря?

Есть немало книг, фильмов и иных медийных материалов, в которых авторы обучают своих читателей-зрителей бесконфликтному общению. Там можно найти много полезного и для этнических конфликтов.

Центральная идея большинства рекомендаций (даже если авторы прямо об этом не говорят) – заменить спор торгом. Тогда вместо конфликтного процесса получаем процесс переговорный. Но этот последний, даже в случае неудачи (отсутствия договоренности), не есть проигрыш – просто обе стороны не смогли выиграть.

Так что же лучше – заведомо проиграть, споря о том, о чем спорить невозможно, или как минимум, не проиграть, перестав спорить?

Первое возражение, с которым мы имеем дело, таково: «Ну я-то смогу на спорить, а другой будет продолжать атаки, и я заведомо проиграю!» Здесь то и вскрывается основное изменение нашего мышления.

Слайд 25

Не спорить – не значит молчать!

не спорить – не значит отказаться от обеспечения своих интересов!

не спорить – не значит пустить развитие ситуации на самотек!

Не спорить – это значит лишь отказаться от прямых атак, а не от атак вообще. Не спорить – это значит понимать свои истинные интересы, и именно их добиваться. Не спорить – это значит уважительно относиться к личности и этнической идентичности оппонента, сосредоточив внимание на предмете спора.

Для начала научитесь спрашивать. Это главное умение – спрашивать. Вопросы надо научиться задавать себе, оппоненту, окружающим и оппоненту. Это умение можно отработать задолго до того, как вам им надо будет употребить. А, впрочем, употреблять можно гораздо чаще, и далеко не только в конфликтах.

Слайд 26

Перерыв или кофе-пауза.Можно организовать разминку или дискуссию в зависимости от ваших задач, уважаемый коллега.

Слайд 27


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: