Как не порадеть родному человеку

Кто хоть раз побывал за границей, помнит, какую радость доставляет найти человека и заговорить с ним на родном языке, вместе выпить «их баварского пойла», посмеяться над местными нравами – этот сценарий, пусть и в мягкой форме, запускается с завидной регулярностью, как по сигналу. Существует немало историй (порой гадких) и анекдотов о том, как русские ведут себя на отдыхе – это тоже проявления русского этноцентризма. К сожалению, происходит это в не лучшей форме – как стремление навязывать свои представления и свой образ жизни окружающим (порой называемым «аборигенами», «чурками», «папуасами», «немчурой» и т.п.).

А теперь поменяем точку зрения. Представьте себе парня из горного кавказского аула, приехавшего в г. Тюмень (Москву, Урюпинск). Хоть его и поддерживают родственники и землячество, но он обнаруживает себя в малознакомой культуре,он тревожится, но выдать свою тревогу не позволяют нормы его культуры. Архаический сценарий маскировки своей слабости – усиление агрессивности.

Как вы отнесетесь к нему агрессивному? Вряд ли вас охватит чувство умиления: «Какой душка – настоящий кавказец!», маловероятно, что вы сразупопросите его показать танец, который мужчины его аула танцуют на праздниках (а поверьте, это воистину завораживающее зрелище!). Если вы испытываете даже слабые негативные чувства – это тоже проявление вашего этноцентризма. Возможно, после нашего разговора вы будете более терпеливы в общении с ним… Ну хотя бы вспомните, что вы дома, а он гость вашей культуры (но вполне при этом может быть гражданином одного с вами государства – России).

Слайд 32

Так вот, этноцентризм может быть благожелательным (гибким) или воинственным. Воинственный этноцентризм выражается в ненависти, недоверии, страхе и обвинении других групп за собственные неудачи. Например, жителей Китая в древности воспитывали в убеждении, что именно их родина – «пуп Земли», и сомневаться в этом не приходится, так как солнце восходит и заходит на одинаковом расстоянии от Поднебесной. Группоцентризм в его великодержавном варианте был характерен и для советской идеологии: даже маленькие дети в СССР знали, что «начинается Земля, как известно, от Кремля». Доведенный до крайности, воинственный этноцентризм допускает называть членов чужой группы змеями, паразитами, крысами, представлять ведьмами, вампирами, демонами. Все это переводит их в категорию нелюдей и позволяет не чувствовать себя аморальными, поступая с ними так, как запрещено поступать с себе подобными – с людьми: пристально разглядывать (как неодушевленный предмет или зверя в зоопарке), превращать в рабов или даже убивать.

Примеры этноцентристской делегитимизации всем хорошо известны – этоотношение первых европейских поселенцев к коренным жителям Америки и отношение к «неарийским» народам в нацистской Германии. Так, этноцентризм, внедренный в расистскую идеологию превосходства арийцев, оказался тем механизмом, который использовался для вдалбливания в головы немцев идеи, что евреи, цыгане и другие меньшинства –это неимеющие права на жизнь «недочеловеки». С выведением евреев за рамки сообщества людей мы встречаемся и в более ранней истории Европы.

А вот и совсем близкие примеры – просмотрите сайты с уклоном в русский национализм. Когда от ребят из военно-спортивных лагерей слышишь о том, что некие этносы следует отселить на изолированные территории, то впору удивиться – это же чистый фашизм (часть из них и сами удивляются, узнав, что это и есть фашизм). Неужели мало было крови пролито, неужели нам все еще хочется воевать? Может быть лучше все-таки на танковом биатлоне соревноваться, если сильно хочется пострелять…

Слайд 33

Уважаемые слушатели, задайтесь вопросом – какого рода этноцентризм вас устраивает больше: тот, что порождает конфликты и войны, или тот, что позволяет беззлобно шутить друг над другом и обмениваться своимидостижениями? И то, и другое - агрессия. Это разные виды агрессии. Но каковы различия!

В качестве теста на понятливость приведу шутку бельгийцев над французами: «Знаешь, почему у Жана переднего зуба нет? Потому что он недавно попробовал есть вилкой». Для нас не понять эту шутку не зазорно – главное, что они ее понимают и смеются. Кстати, между валлонами (франкоязычными бельгийцами) и фламандцами (говорят на голландском) немало политических разногласий, в основе которых лежат экономические проблемы (Langust, Эти странные бельгийцы: Национализм и самовосприятие http://www.langust.ru/review/xenobel1.shtml).

Так вот, этнические конфликты очень часто являют собой лишь прикрытие более глубоких конфликтов – экономических и политических. Так что хочешь решать проблемы – зри в корень, а если больше нравится воевать –довольствуйся обманчивыми представлениями этнического толка. Можешь поддаться этнической манипуляции – «сам обманываться рад», можешь поупражняться в том, чтобы унижать и обижаться. Но только потом (после конфликта, после драки, после погромов) не говори, что не знал – теперь уж точно знаешь, что «этно-»есть лишь прикрытие, в основе лежат другие проблемы – политические и экономические. И решать их надо по-другому.

Слайд 34

Показать фильм

В качестве примера рассмотрим выступление стендап-комика, в котором отражается его взгляд на восприятие даже не иностранца, а гражданина России и стереотипное мышление относительно национальностей. Пока слушаешь выступление, весело – благодаря удачной подаче. А вообще-то грустно…

Слайд 35

Практические подсказки – задания на дом.

1. Проследите за тем, как люди «заводят» себя на конфликт – почти намеренно разогревают («злят») себя, доводя до нужной кондиции. Улыбнитесь на это. Если это вы заметили у себя – беззлобно похихикайте над собой. Двух-трех недель хватит, чтобы часть мелких конфликтов не состоялись.

2. Подловите себя на том, что в объяснении конфликтов вы по разному это делаете для себя и для других. Может быть вам повезет, и вы заметите (за собой или за другими) различие объяснений для разных этносов – своего и другого.

3. Поразмышляйте о том, сколько конфликтов, участником которых вы были, вы помните. Подсчитайте, в скольких их них вы остались не удовлетворены их результатами.

Слайд 36

4. Потренируйтесь в том, чтобы начать задавать вопросы там, где раньше вы бы уже начали действовать. Это временное небольшое «торможение» позволит вам почувствовать, что такое держать паузу, внешне не прекращая привычной или ожидаемой от вас активности.

5. Понаблюдайте за собой в ситуациях, когда вы общаетесь с представителями иных этносов. Отмечайте возникающие у вас чувства, помечайте те, что являются признаками вашего этноцентризма.

6. Прислушайтесь к тому, как люди объясняют свои этнические особенности и не свои. Как в рекламе: «почувствуй разницу!»

Контрольные вопросы и ответы к ним

1. Назовите психологические выигрыши от конфликтов:

Ответ:

1. Дают чувство собственной силы – пусть даже иллюзорное

2. Тренируют бойцовские качества

3. Создают опыт переживания своей правоты

4. Организуют время и поведение там, где мы не знаем, как себя вести

Эти выгоды усиливаются именно в межэтнических конфликтах.

2. Приведите признаки этнических конфликтов.

Ответ:

1. Носят межгрупповой характер – оппонентами выступают не индивиды сами по себе, а люди как представители этнической общности.

2. Активация этнической идентичности – подчеркиваются различия в языке, религии, обычаях, менталитете и т.п. между вовлеченными в конфликт этническими общностями.

3. В чем деструктивная природа межэтнических конфликтов?

Ответ:

Вовлекаясь в процесс спора, спорщики проигрывают оба.

4. Как снимаются ложные допущения о способах участия в конфликте.

Ответ:

Не спорить – не значит молчать, не значит отказаться от обеспечения своих интересов, не значит пустить развитие ситуации на самотек

5. Дайте определение этноцентризма.

Ответ:

Это такое видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на нее.

6. Перечислите признаки этноцентризма.

Ответ:

1. Восприятие элементов своей культуры – норм, ролей и ценностей – как «естественных» и «правильных», а элементов других культур как «неестественных» и «неправильных».

2. Рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных.

3. Оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных.

4. Представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

Слайд 37

Список литературы

Этнические стереотипы: примеры, функции, виды [Электронный ресурс]: http://fb.ru/article/162651/etnicheskie-stereotipyi-primeryi-funktsii-vidyi

 

Этнические стереотипы: неписаные особенности поведения этносов [Электронный ресурс]: http://tanyuchkin.com/etnicheskie-stereotipy-nepisanye-osobennosti-povedeniya-etnosov/?ocom=1136

 

Пример этнического конфликта и причины возникновения [Электронный ресурс]: https://businessman.ru/new-primer-etnicheskogo-konflikta-i-prichiny-vozniknoveniya.html

 

Межнациональные конфликты. Примеры и причины [Электронный ресурс]: http://fb.ru/article/68030/mejnatsionalnyie-konfliktyi-primeryi-i-prichinyi

 

Межэтнические конфликты на постсоветском пространстве [Электронный ресурс]: http://arheologija.ru/mezhetnicheskie-konfliktyi-na-postsovetskom-prostranstve/

 

Слайд 38 – «спасибо за внимание!» Лекция завершена

 


Слайды 39-40 – заставки перед началом лекции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: