Часть 1. Сладкие иллюзии этнических стереотипов и предубеждений

В данном разговоре мы обсудим шаблоны межэтнического восприятия: опишем их несомненные достоинства и коварные ловушки. Это позволит не только научиться распознавать неизбежные искажения в восприятии других, но и управлять ими в своем повседневном общении.

Слайд 43

«Я их не видел, но знаю, какие они» – о стереотипах

Несомненная польза социальных стереотипов (этнических в частности) в том, что они, с одной стороны, ориентируют человека в огромном море социальной информации, а с другой, помогают ему сохранить высокую самооценку.

Если кратко определить, то этнические стереотипы – это упрощенные образы этнических групп. А если чуть шире, то этнические стереотипы — это вид социальных стереотипов, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними (Т.Г. Стефаненко).

Многие авторы подчеркивают, что этнические стереотипы дают упрощенное представление о характеристиках этноса, но имеют историческую тенденцию к усложнению.

Слайд 44

Так, в первобытном обществе этнические стереотипы почти полностью ограничивались одним суждением: все чужие – враги. Когда-то это было оправдано – встреча с другими племенами сулила в основном смерть и войну. Со временем межплеменные контакты начали расширяться, появился обмен.

Слайд 45

Представьте себе такую картину: «Мы, Красные Попугаи приносим вам, Зеленым Крокодилам, в дар…». Кстати, это и есть первичная форма отношений – обмен дарами. В русском языке они до сих пор сохранили следы архаического ритуала снижения угрозы – корень «носить» с приставкой, указывающей на удаление…

В дальнейшем представление о других стало меняться, оказалось, что они могут быть разными: порой не опасными, даже если они не такие как мы. Кстати, представление о себе (своем племени, этносе) меняется не само по себе, а через знакомство с представлениями Других – тех, с которыми уже установились некие отношения. Это зафиксировалось в пословице «со стороны виднее». И это действительно сильно похоже на правду, подобно тому как глаза не могут видеть своего лица, для самосознания этносу нужно «зеркало» восприятия со стороны. Глядя в это «зеркало», народы начинают осознавать себя. То же происходит и с ребенком – он познает не сам себя в себе, а через то, как его видят другие, как с ним поступают.

Но сколько бы ни усложнялись стереотипы, они всегда искажают реальность в сторону ее упрощения. Но тому есть причина и даже оправдание!

Слайд 46

Дело в том, что мир почти неправдоподобно сложен для восприятия не только из-за количественной перенасыщенности информацией, но и в результате ее качественной неопределенности. Даже социально зрелому и интеллектуально развитому человеку практически невозможно удерживать в представлениях всю сложность социальных процессов, тем более оперировать ими. Мы неизбежно вынуждены будем упрощать. Так вот, в стереотипах это уже сделано за нас!

Сейчас стереотипы и стереотипизацию (см. чуть ниже) рассматривают как средство постижения социального значения информации, понимания главного в социальной реальности (Nolan et al.,1999). Выделение главного – это всегда упрощение, но оно позволяет усмотреть глубину.

Слайд 47

Так вот, этнические стереотипы существовали задолго до того, как мы с ними познакомились, а вот когда мы начинаем ими пользоваться, этот процесс принято обозначать как стереотипизация – процесс употребления стереотипов. Учитывая миротворческие перспективы нашей беседы, выразимся предельно остро и ясно:человек не отвечает за стереотипы, а лишь за стереотипизацию. Поясню детальнее:

· за стереотипы мы не отвечаем – они существовали до нас и не мы их создавали;

· мы отвечаем за факт того, что ими пользуемся – это мы выбираем для себя приемлемые шаблоны восприятия, за то, какие именно(!) из них берем себе на вооружение – стереотипизируем;

· в наибольшей же степени мы отвечаем за то, как именно мы пользуемся выбранными стереотипами (стереотипизируем) – грубо, резко, бездумно или как предположениями и допущениями.

Предложенное различение помогает корректно расставлять акценты при анализе проблемных ситуаций, ясно распределяя ответственность.

Слайд 48

Например, представим, что мы идем по дороге и видим впереди нескольких представителей другого этноса, которые громко смеются и разговаривать на незнакомом нам языке. Волна стереотипов всколыхнется сама собой – вместе с беспокойством. Но выбирать, как их использовать, будем мы. Если есть возможность, можем перейти на другую сторону дороги или свернуть во дворы, чтобы избежать встречи с людьми, о чьих обычаях и культуре мы мало что знаем. Или мы просто пройдем мимо этой компании, как прошли бы мимо компании наших соотечественников.

То, что у нас есть выбор, очень важно. Но стереотипы – работают. Как ни крути, любую конфликтную или спорную ситуацию как правило проще решить с представителями своего, а не другого этноса. Это не значит, что те, кого мы считаем «другими», хуже. Просто в общении на стыке этносов больше нюансов, которые не все могут или готовы учитывать.

Слайд 49

Анри Тэшфел выделил две социальные функции стереотипизации:

Первая – объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и обычно печальных социальных событий.

Вторая – оправдание существующих межгрупповых отношений, например, действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим группам. Так, психологический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем внедрения в массовое сознание негативных стереотипов в отношении побежденных и порабощенных.

Третью функцию предложила признать за стереотипизацией Т.Г. Стефаненко – это сохранение существующих отношений, ведь объяснение и тем более оправдание отношений между группами с помощью стереотипов необходимо прежде всего для сохранения этих отношений.

За что же стереотипы так часто ругают? Дело в том, что этнические стереотипы часто выполняют негативную роль. А теперь внимание: когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению. Вот так-то: какой бы ни был стереотип, проблемы создает не он, а то, как мы им пользуемся – как мы стереотипизируем. К сложностям при налаживании взаимопонимания между людьми могут привести не только негативные, но и вполне положительные стереотипы. Так, мы можем стереотипно ожидать гостеприимство, скажем, в украинской или казахской семье. Но в конкретной семье мы можем и не увидеть его – просто потому что они решили вас «не напрягать» пищевыми предложениями.

«Я знаю, почему они так делают» – о свойствах стереотипов

Слайд 50

Наиболее существенное свойство этнических стереотипов – их эмоционально-оценочный характер. Стереотипы всегда «заряжены» эмоциями, поэтому пользователь становится рабом выбранного им стереотипа, подобно тому как это происходит с другими орудиями – молоток в руках ребенка «требует» что-нибудь во что-нибудь заколотить, а пистолет «требует», чтобы из него выстрелили. Во всех случаях ответственность на том, кто держит инструмент в руках, и как он им распорядится.

Давайте мысленно «возьмем в руки» некоторые из стереотипов (опираясь на результаты одного исследования (Fiske, 2000):

· стереотипы презрения – существуют по отношению к представителям «чужих» низкостатусных и некомпетентных групп, расцениваемых к тому же как «холодные»;

· стереотипы восхищения – используются отношению к своим группам, этим группам приписываются компетентность, высокий статус и «теплота»;

· стереотипы зависти – характеризуют отношение к представителям высокостатусных, компетентных, но «холодных» групп;

· стереотипы покровительства (патернализма) – отражают отношение к низкостатусным, некомпетентным, но «теплым» этносам.

Стоит начать пользоваться стереотипом – напомню, не вами придуманном – как начнет сказываться его влияние: нам чувствуем (ого!) презрение, восхищаемся, завидуем или жалеем. Вот она – сила идей. И заметьте, силу идеям придаем мы сами. Но не нейроннымисвязями, и не генетической наследственностью (которой часть приписывают определение нашей этнической принадлежности), а «лишь» тем, что мы пользуемся этим стереотипом, вкладываем в него энергию своих интересов.

Слайд 51

Второе свойство этнических стереотипов – устойчивость. Стереотипы и вправду плохо поддаются влиянию со стороны других идей. В этом проявляется их мифологическая природа, построенная на вере. Особенность мифа, согласно А.М. Лобоку, в том, что тому, кто находится «внутри» мифа, не требуется доказательств его истинности (вера сильнее), а тому, кто находится «за пределами» мифа (нет веры в него),он представляется очевидно ложным. Например, исследование представлений московских старшеклассников и студентов о себе в конце 80-х и середине 90-х гг. показали, что цивилизационный слом, произошедший за этот период в России, привел не к слому образа своей группы, а лишь к некоторой его трансформации [Богомолова, Стефаненко, 1991; Стефаненко, 1997].

Правда, описаны случаи стремительного изменения стереотипов, как, например, за последние годы в Украине. Но скорее всего мы имеем дело не с изменением самих стереотипов, а о том, что люди стали пользоваться другими стереотипами, отказываясь от одних и принимая (напоминаю, на веру) к руководству другие.

Третье свойство социальных стереотипов – согласованность, т.е. высокая степень единства представлений среди членов стереотипизирующей группы, разделяемых достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей. Исследователи предложили два объяснения причин высокой согласованности стереотипов. Первое – невежество, т.е. низкая осведомленность о тех или иных этносах из-за недостатка контактов с ними. Второе – законы поддержания групповой идентичности, поскольку согласованность: а) усиливает воспринимаемое сходство членов своей группы; б) обеспечивает ожидания взаимного согласия ее членов; в) способствует влияние друг на друга.

Как видим, все одно да потому: описывая других, мы сравниваем себя с ними, и таким образом поддерживаем свое единство. Бронебойный механизм огруппления (подчинения группе) кого угодно, если этот последний просто все берет на веру… Верить легче, чем проверять, бездумно пользоваться легче, чем брать на себя ответственность, отвернуться легче, чем сомневаться. С облегчением, господа, с огрупплением! Но парадокс в том, что всякому этносу нужны не только необремененные, но и думающие, сомневающиеся, проверяющие. Первые сохраняют традиции, вторые развивают общество, ставя и достигая новые цели.

Слайд 52

Четвертое свойство стереотипов – неточность. Стереотипы могут быть неточными по следующими причинам:

· «неверное направление» – человек думает, что большинство членов группы А обладают чертой Б, тогда как на самом деле большинство членов этой группы не обладают этой чертой,

· «степень обобщения» – человек полагает, что 95% членов группы А обладают чертой Б, тогда как в действительности ею обладают только 65% ее членов [Вrigham, 1971].

Таким образом, даже если некое качество действительно характеризует группу, ошибочной может оказаться тенденция оценивать всех и каждого из ее членов как обладающих этим качеством. Именно этот тип неточности, который лучше было бы назвать пристрастностью, является аспектом стереотипизации, пагубным для межличностных отношений. (Рисунок 10).

Спросите, как воспользоваться этим знанием? Да в любом этническом споре это основание для аргументов: даже если часть людей из этнической группы Х (армяне, евреи, русские, ханты, буряты…) обладают свойством Н (злобностью, жадностью, расточительством, деловитостью, хитростью, добротой, наглостью…), то еще следует проверить:

а) насколько мы правильно понимаем это качество Н,

б) насколько оно широко распространено в этой группе Х.

И самый главный аргумент – свойства, приписываемые другим, отражают особенности группы, которая их приписывает. Проще говоря, следует на себя посмотреть: сами-то мы каковы, если так судим о других?! Но об этом будет отдельный разговор.

Слайд 53

«Я с ними не общался, но знаю, как вести себя» – о стереотипном поведении

И в завершение поговорим о том, каким образом стереотипы воплощаются в поведении. В конечном итоге именно это важно освоить – как повлиять на поведение окружающих вас людей.

Несколько слов о том, как устроена психика человека. Психика (включая сознание) организована какобраз мира (именно так – «образ») – модель окружающей действительности, созданная в результате взаимодействия с ней. В образе мире нет того, чего не было в деятельности человека, протекающей в реальном мире. Все элементы этой модели (образа мира)содержат в себе сразу три важных составляющих: описание некоего предмета или явления (когниция), отношение к нему (мотивация/эмоция) и способ обращения с ним (операция). Это триединство таково, что бы одно ни активировалось (например, образ – когниция), обязательно активируются две другие составляющие (мотивация + операция).

Применительно к нашему разговору это означает, что мы уже обсудили содержание этнических стереотипов (как описание свойств некоего этноса), его эмоционально-ценностную окраску, но оставили в тени операциональную сторону стереотипов. Вытянув ее на свет, обнаружим, что стереотипы в этой тени содержат предписание к действиям. Причем, сразу обеим сторонам – «той» и «нашей».

Слайд 54

Например, когда мы исходим из представления, что итальянцы темпераментны и общительны, то представляем себе эскизную заготовку некой сцены: итальянец сильно жестикулирует, напирает корпусом, громко, быстро и много говорит, а нам приходится лишь вставлять короткие фразы и уворачиваться, избегая сокращения физической дистанции.

Заметим, что «темпераментны» и «общительны» – это лишь ярлыки. Наше отношение складывается не к ним – не к этим словам, а к тому, что мы себе вообразили, исходя из стереотипного же описания поведения «типичного» итальянца и к тому, как мы предполагаем нам придется себя вести. А то, как мы представляем свое поведение, сильно зависит от того, нравится или нет нам воображаемое поведение «нашего» (внутреннего) итальянца.

Из этих теоретических размышлений сразу же следует практический прием. Когда будете расспрашивать какого-то участника о сути проблемы, вероятно, этнической, позаботьтесь о том, чтобы выяснить не только сам стереотип, которым руководствуется человек, а и его чувства (отношение), ну и еще то, какие действие он предполагает совершить.

Пример:

- Я считаю, что с чеченцами и ингушами нельзя иметь деловые отношения – непременно обманут.

- Почему так?

- Да они вообще все такие.

- Сколько раз ты сталкивался с таким обманом?

- Сам я, слава богу, ни разу, но слышал…

Слайд 55

Этнические стереотипы помогают нам ориентироваться в непростом мире психологии других народов. Самое главное в том, что они уберегают нас от роковых ошибок межэтнического общения, рисуя безопасный и упрощенный шаблон общения. С другой стороны, не позволяйте этим стереотипам брать верх над вашим восприятием. Помните, что вы общаетесь не с усредненным «кавказцем», «хохлом» или «москалем». Вы общаетесь с представителем другого народа, у которого, как и вас, есть свои желания, страхи, цели общения. И он тоже не знает, что ему ждать, тоже воспринимая вас как ходячий стереотип. Не загоняйте своего собеседника в этнические шаблоны, позвольте ему вас удивить, и, может быть, за набором расхожих стереотипов вы увидите в нем просто другого человека.

Слайд 56 – фильм для анализа «Кто из них больше американец?»

Слайд 57 – перерыв

 

Слайд 58


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: