Кто не с нами, тот против нас?

Ключевая закономерность в этнических явлениях – этноцентризм. Сравните с похожим понятием. Эгоцентризм (не путать с эгоизмом!) – это неспособность или нежелание человека посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, поставить себя на место другого человека. По аналогии можно построить и определение этноцентризма –неготовность представителей одной этноса посмотреть на происходящее с точки зрения людей другого этноса, поставить свою нацию на место другой.

Слайд 29

Определение этноцентризма в 1906 г. дал У. Самнер – это такое «видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а все другие соизмеряются с ней или оцениваются со ссылкой на нее» (цит. по: Stephan, Stephan, 1996, р. 125).

Слайд 30

М. Бруэр и Д. Кэмпбелл выделили признаки этноцентризма (Brewer, Campbell,1976):

· восприятие элементов своей культуры – норм, ролей и ценностей – как «естественных» и «правильных», а элементов других культур как «неестественных» и «неправильных»;

· рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных;

· оценка норм, ролей и ценностей своей группы как неоспоримо правильных;

· представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

Как любое социально-психологическое явление, этноцентризм не может рассматриваться только положительно или только отрицательно. Рассмотрим его с разных сторон. Сначала благосклонно.

Несомненно, большую роль этноцентризм играет при становлении и поддержании позитивной этнической идентичности, сохранения целостности и специфичности некой группы. Это мы можем наблюдать у многих этносов – от больших до маленьких.

Красивыйпозитивныйпример находим в республике Карелия.

Рядом с городом Пудожем находится озеро Во́длозеро.На его берегах сохранилось лишь пять деревень, в которых насчитывается не более 560-570 озерных людей. Этнически они русские – это потомки московских и новгородских переселенцев XVI века, но долгие годы в изоляции сделали их фактически самобытным народом. Водлозеры никогда не ладили с соседями. У соседей водлозер ассоциировался с высшей степенью бедности. А у человека, который не в курсе последних деревенских сплетен, до сих пор спрашивают: «Ты что, водлозер?».

А вот совсем иной пример.

Интереснонаблюдать за русскими, выехавшими жить в Германию. Они смотрят российское телевидение, между собой говорят на русском, нередко включая много матерных слов («А, немцы все равно ничего не понимают»). Даже продукты они нередко покупают в «русских» магазинах, где продаются продукты, которые выглядят и на вкус почти такие же как в России (правда, изготавливаются они там, в Германии). Иногда родители жалуются, что в школе детей дискриминируют – лишь некоторые из учителей. Но проверить, насколько верно такое впечатление, практически невозможно. Русские в целом почтительно относятся к своим соседям по проживанию, но у себя дома позволяют себе нелестные высказывания в их же адрес. Детальные расспросы показывают, что нет там существенного негатива, а есть скорее ритуал – «ИХ надо осуждать». Это и есть выражение русского этноцентризма, позволяющего чувствовать себя русскими, несмотря на иное культурное окружение.

Дефицит этноцентричности может приводить и к более серьезным проблемам. Приведем в качестве примера беженцев с Ближнего Востока, живущих в Швеции. По разным причинам они приехали в эту страну. Мужчины с трудом осваивали шведский, постепенно находили себе работу, женщины же по большей части остались дома, выступая хранителями этнической идентичности. Дети за полтора-два десятка лет вполне успешно прошли аккультурацию(усвоение местной культуры): хорошо знают язык, учатся в школе, находят работу… И вдруг некоторые из них стали уезжатьв Сирию или иные горячие точки воевать на стороне экстремистских сил.Что побуждает их к такому решительному шагу? У нас есть лишь описание проблемы, не хватает глубокого исследования, но одно из объяснений состоит в том, что они также уезжают в поисках необходимого им чувства МЫ. Вероятно, родственных отношений им не хватило, не хватило размера группы (МЫ-объема).

Слайд 31


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: