Другие переменные для сравнения этносов

Немалый класс переменных, которые следует иметь ввиду, это средства социального контроля. Таким средствами выступают нравственные нормы, вина, стыд, долг (моральный), высмеивание, шутки и т.п. Все их следует хотя бы частично отслеживать, чтобы вовремя заметить нестыковки или несоответствия тем, которые мы привыкли считать естественными и привычными (в соответствии со своим этноцентризмом). Рассмотрим кратко хотя бы некоторые из них.

Слайд 69

Нравственныенормы – их много у всех народов, многие из которых очень похожи: не убий, не укради, не издевайся, твори добро, будь милосерден, уважай старших и т.п. Но кроме этих очевидных – и ребенку понятно (кстати, хороший критерий) – имеется немало различий в том, как применять нравственные нормы. Например, в России не слишком осуждают воровство в некоторых обстоятельствах: «плохо лежит» (читай, виноват тот, кто «плохо положил»); а у немцев это долгое время была национальная фишка – даже оставленное на улице пусть ждет своего хозяина. Правда, и здесь возможны подвижки. Однажды в Германии спрашиваю профессора, указывая на оставленные на ночь строительные материалы: «У вас это не крадут?». Он чуть замялся, мельком глянув на меня: «Теперь уже и у нас могут украсть… – научились у русских». Вроде бы пошутил, но была горечь в его интонациях.

Короче, дорогие слушатели, правило простое: делайте и говорите так, как учили вас в детстве (конечно, если учили морали верно) – не проиграете. Всякие тонкости, находясь в чужой стране или в компании людей из другой этнической группы, узнавайте постепенно. Пусть инициатива в тонкостях отклонений будет исходить не от вас, тогда жалеть ни о чем не придется.

Особый случай – суждения о долге (моральном). Мне приходилось слышать на семинаре (проходил в республике в основном с мусульманским населением) по борьбе с экстремизмом от активиста в этой работе такую фразу: «Я чувствую свой долг в том, что мусульман убивают в Сирии». Расспросы показали, что он в большей степени им со- чувствовал, но не готов был им со- действовать, потому и работает на грани между «нами» и «теми».

Кстати, о долгах денежных – здесь тоже легко обнаружить много неожиданностей…

Слайд 70

Шутки. Шутят все, но не все шутят одинаково. Заметим, в виде анекдотов довольно часто шутят следующих темах: национальность, религия, гендер (включая половую ориентацию) и политика. Собственно, анекдоты – это более безопасный вид шуток – вроде бы не я придумал, с меня и спрос небольшой. В нашей теме хорошо бы отметить, что анекдот – это способ борьбы с ненавистью, это такая прививка, поэтому те, кто умеет шутить о себе, оказываются в несколько более выигрышном положении. В шутках о себе этнос лучше осознает себя (даже через обиды). Так, например, видно, с каким упоением именно украинцы рассказывают анекдоты о себе, порой весьма нелицеприятные («…не з’ïм, то понадкушую»). Но именно у украинцев порой возникают трудности за пределами Украины, если они шутят привычно по-украински, т.е. довольно остро…

Общие рекомендации можно сформулировать примерно так. Общаясь с малознакомым или новым для себя человеком иной этнической принадлежности,

· на этнические темы в первое время не шутить – на всякий случай; ну и на другие этически сомнительные (секс, политика, инвалидность и т.п.) лучше не торопиться;

· шутить лучше начинать с мягких шуток (избегая двусмысленных), остроту шуткам прибавляйте осторожно, внимательно следите за реакцией собеседника: при первых признаках замешательства (смеяться или нет) или неясных реакций (то ли понял шутку, толи нет) следует отказаться от данного уровня остроты шуток;

· дождитесь первой шутки вашего собеседника и возьмите степень ее остроты в качестве границы – не шутите острее, чем шутит он/она.

Что касается высмеивания – любых его видов, – то лучше отказаться от такого вообще. Высмеивание – это все же вид агрессии, поэтому не рискуйте, чтобы не нарваться на общую болезненность, душевную травму. Если вас угораздит наступить человеку на «болезненную мозоль», высока вероятность того, что он истолкует ваши действия как этнический выпад.

Слайд 71

Очень тонкие и опасные переменные для межэтнического сравнения – вина и стыд. Было бы опрометчиво «нажимать» на чувства вины или стыда даже в споре на вполне безобидные темы. От таких приемов лучше отказаться.

Есть множество иных переменных (качеств, характеристик, тем…), которые хорошо бы учитывать. Мы не способны обсудить даже малую их часть. Но основные идеи вы, вероятно, уже усвоили:

· инициативу проявляем осторожно, где можно, лучше дождаться такой от ваших собеседников: первые шутки и анекдоты, первые моральные суждения, обсуждение межполовых отношений, сексуальных тем и т.п. пусть будут с их стороны – а вы настроитесь на их волну;

· если начинаем мы, то делаем это осторожно, в полшага (как будто еще не танцуете, а лишь пританцовываете) – следим за реакцией партнеров и тоже калибруем себя (настраиваемся).

Слайд 72

Кто-то из вас возмутится: «С чего это я должен подстраиваться под кого-то!?» Да не должен, уважаемый оппонент! Можешь смело выразить себя и свои предпочтения – но будь готов встретить конфронтацию. Можешь кричать «Моя земля!», доказывать «Мы здесь хозяева!». Чего добьешься? Напряжения – конфронтации – войны. Это легче – быть дикарем. Труднее уметь договариваться. Если готов, то:

· тактически (только тактически)

· в начале контактов (правила даны для начала, для разведки)

· ступаешь осторожно (чтобы не нарваться на «нежданчики»)

А уж потом найди способ соблюсти свои интересы – экономические, духовные, личностные. И это будет верно – найти способы… в рамках закона, естественно. А чтобы это было так, не торопись воевать.

Контрольные вопросы и ответы к ним

1. В чем состоит архаическая установка при восприятия других этнических сообществ?

Ответ:

В первобытном обществе этнические стереотипы почти полностью ограничивались одним суждением: все чужие – враги. Когда-то это было оправдано – встреча с другими племенами сулила в основном смерть и войну.

 

2. Объясните, что такое стереотипизация?

Ответ:

Стереотипизация – процесс употребления стереотипов, применения их к конкретным явлениям и событиям.

 

3. В чем состоят социальные функции стереотипизации?

Ответ:

1) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и обычно печальных социальных событий.

2) оправдание существующих межгрупповых отношений, например, действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим группам.

3) сохранение существующих отношений, ведь объяснение и тем более оправдание отношений между группами с помощью стереотипов необходимо прежде всего для сохранения этих отношений.

 

4. Перечислите свойства этнических стереотипов.

Ответ:

Эмоционально-оценочный характер – стереотипы всегда «заряжены» эмоциями, поэтому пользователь становится рабом выбранного им стереотипа, подобно тому как это происходит с другими орудиями – молоток в руках ребенка «требует» что-нибудь во что-нибудь заколотить, а пистолет «требует», чтобы из него выстрелили.

Устойчивость – стереотипы плохо поддаются влиянию со стороны других идей. В этом проявляется их мифологическая природа, построенная на вере.

Согласованность – высокая степень единства представлений среди членов стереотипизирующей группы, разделяемых достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей. Причины: невежество (низкая осведомленность о тех или иных этносах из-за недостатка контактов с ними) и законы поддержания групповой идентичности (согласованность а) усиливает воспринимаемое сходство членов своей группы; б) обеспечивает ожидания взаимного согласия ее членов; в) способствует влияние друг на друга).

Неточность – последующими причинам: а) «неверное направление» – человек думает, что большинство членов группы А обладают чертой Б, тогда как на самом деле большинство членов этой группы не обладают этой чертой; б) «степень обобщения» – человек полагает, что 95% членов группы А обладают чертой Б, тогда как в действительности ею обладают только 65% ее членов.

 

5. Приведите признаки этносов, ориентированных на коллективизм.

Ответ:

Приоритет интересов группы над личными интересами.

Потребность индивидов принадлежать группе, чувствовать единство «МЫ».

В ценностях следование традициям, послушание, чувство долга.

Основные установки – «правильное поведение», «жизнь по обычаю», «как у людей», «по уставу».

Поощряется зависимость индивида от группы.

 

6. Приведите признаки этносов, ориентированных на индивидуализм.

Ответ:

Личные цели индивидов важнее общественных интересов.

Потребности индивидов в личной свободе, в собственной уникальности.

В ценностях – свобода в поступках и самодостаточность, самостоятельность в суждениях, власть над окружающими.

Основные установки – стремление к оригинальности, необычности, чудачеству.

Индивиды стараются уклониться от зависимости от группы.

 

7. Назовите несколько переменных, существенных для сравнения этносов.

Ответ:

Это, как минимум, нравственные нормы, суждения о моральном долге, шутки, насмешки, вина, стыд и т.п.

 

Слайд 73

Список литературы

Этнические стереотипы: примеры, функции, виды [Электронный ресурс]: http://fb.ru/article/162651/etnicheskie-stereotipyi-primeryi-funktsii-vidyi

 

Этнические стереотипы: неписаные особенности поведения этносов [Электронный ресурс]: http://tanyuchkin.com/etnicheskie-stereotipy-nepisanye-osobennosti-povedeniya-etnosov/?ocom=1136

 

Пример этнического конфликта и причины возникновения [Электронный ресурс]: https://businessman.ru/new-primer-etnicheskogo-konflikta-i-prichiny-vozniknoveniya.html

 

Межнациональные конфликты. Примеры и причины [Электронный ресурс]: http://fb.ru/article/68030/mejnatsionalnyie-konfliktyi-primeryi-i-prichinyi

 

Межэтнические конфликты на постсоветском пространстве [Электронный ресурс]: http://arheologija.ru/mezhetnicheskie-konfliktyi-na-postsovetskom-prostranstve/

 

Слайд 74 – завершение лекции

 

 


Слайды75, 76

Лекция 3. Межэтнические контакты:
приручить своих задиристых драконов

 

Слайд 77 –вводные слова

План лекции.

Часть 1. Смысловые ориентиры обновленного этнического мышления

· Сам в себе борец за конфликты

· Социально-психологические средства противостояния этническим конфликтам

· Кому и что (не) надо объяснять

· Главный аргумент – гены!

Часть 2. Тренинг бытового этнического миротворчества для ленивых

· Думать некогда – ругаться надо?

· Алгоритм обучения для лодырей

· Диалог со своим подсознанием.

· Контрольные вопросы и ответы к ним

 

Основной материал

Слайд 78 – заголовок части 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: