1. Мы с вами уже знаем, что важнейшим фактором этнических напряжений является поляризованное мышление, противопоставление МЫ и ОНИ, имеющее архаическую (первобытную) природу.Рассмотрим, как можно управлять этим фактором. Покажем, что каждый из вас уже обладает немалыми возможностями.
Начнем с того, что само свойство мышления нам в обозримом будущем не поменять, даже общими усилиями. Но в частных случаях можем смягчить его или направить в более приемлемое для общества русло. Вслед за К. Лоренцем рассмотрим, как преобразуется агрессия, если ее переориентировать и придать культурно-ритуализированную форму борьбы между спортивными группами. Спортивные соревнования предполагают вхождение игроков в «оптимальное боевое состояние». Заметим, что в этом профессиональном термине спортсмен ориентируется на бой. Как правило, правила ведения борьбы (боя) хорошо регламентированы, поэтому агрессия противоборства направляется в приемлемую для всех сторону – в зрелище. Куда же эта агрессивность идет дальше? По большей части ее изживают болельщики – боление «за своих» поднимает архаическую энергию и расходует ее преимущественно в ритуальные действия: крики, другие шумы, речевки, шествия и т.п. Но в ряде случаев не вся энергия изживается в ритуале, и тогда она ищет себе привычное выражение – в столкновениях фанатов. В своей первобытной форме это буквально должен быть бой в его исходном виде.
Слайд 86
По той же схеме, что в спортивных состязаниях и в поведении болельщиков с их крайностями в виде «подвигов» фанатов, архаика пробивает себе каналы и в конфликтах. В цивилизованных случаях споры решаются, не перерастая в конфликты.
Особый случай – этнический спор, который по своей сути не может быть решен буквально, так как нельзя уничтожить различия между этносами, нельзя отменить этническую идентификацию (процесс отстаивания своих уникальных представлений о том, как следует жить). Поэтому-то так легко соскользнуть на первобытный способ отстаивания права иметь свои представления об обществе и о том, как в нем следует себя вести. Нельзя буквально решить, но можно:
а) принять факт наших различий;
б) договориться о том, как мы такие разные будем жить вместе.
Из обозначенных идей мы уже готовы извлекать первые «рецепты» по смягчению межэтнической напряженности, которые были предложены разного рода практиками и исследователями, и в той или иной степени уже опробованы на деле:
Слайд 87
Чего точно делать нельзя, так это:
· прямо поддерживать поляризацию – это лишь поднимает первобытную энергию, усиливает конфронтацию;
· игнорировать различия, особенно национально-культурные – это нивелирование провоцирует негативные реакции и ведет к расширению (эскалации) конфликта;
· давать негативные оценки общего плана (см. генерализации) – что бы вы ни сказали, это одной из противоборствующей сторон может быть воспринято как поддержка оппонента;
· и даже и положительные оценки общего плана давать не стоит (см. генерализации) – это воспринимается другой стороной как поддержка их оппонента;
· виноватых не искать, словом «вина» не пользоваться!
· постоянно использовать местоимения «вы» и «они» – это бессознательно усиливает исходное противопоставление.
Слайд 88
Что делать предпочтительнее, так это:
· признавать различия между сторонами – именно осторожно (в мягких выражениях) признавать, а не подчеркивать, помогая осознать, что различия нельзя убрать, их надо просто принять, с ними надо просто считаться;
· подчеркивать сходство в других планах (человеческий, моральный, правовой и т.п.), выводя обсуждение за пределы спонтанной поляризации и архаического противоборства;
· когда нужно оценить, оценивать надо не вообще, и тем более не качества людей или социальных групп, а лишь их поведение! Это позволит обсуждать предмет спора, а не качества сторон;
· чаще использовать объединительные выражения: «вы вместе способны», «и вы, и вы по-своему ответственны за…», «нам всем приходится принять, что надо решить задачу так, чтобы…»;
· вместо слова «вина» использовать «ответственность», «ошибка», «неудачное действие» и т.п.
Все это легче сделать, если вы сами не вовлечены в спор. Поэтому тренируйтесь в роли «третий не лишний»: предлагайте свои услуги для понимания ситуации.
Слайд 89
Выступая в роли посредника, помогающего сформулировать интересы стороны, нельзя:
· прямо соглашаться с утверждением или объяснением – это создает впечатление, что вы стали на сторону одного из оппонентов.
· спорить, опровергать тезисы или аргументы стороны.
· навязывать идеи, настоятельно убеждать
· внушать некие идеи или состояния
· оказывать явное давление – не только властное, но даже психологическое
Слайд 90
Необходимо:
· задавать вопросы
· требовать обоснования утверждений стороны. Как правило, аргументы во многом эмоциональны. Если продолжать расспросы, наступает момент, когда слабость аргументов или утверждения становится очевидной и для собеседника
· помогать предвидеть последствия «что будет, если вам (не) удастся…?»
· обсуждать интересы и задачи отдельно от средств их достижения
· способствовать поиску других средств достижения своих целей, обеспечения своих интересов, более приемлемых для оппонента
Не стоит стремиться непременно решить спор – добиться компромисса, найти решение (тем более не стоит предлагать свое). Вам достаточно, чтобы стороны пришли к его пониманию, и стали готовы к: а) принятию факта различий в интересах и намерениях;б) к необходимости договориться о том, как при наличие таких различий они будут жить и работать вместе.
Слайд 91
2. Разобщению и противопоставлению способствует реальная конкуренция. Конкуренция возникает каждый раз, когда имеет место ограниченность ресурсов, на которые претендуют разные пользователи.
Особенно опасна она там, где не выработаны правила ведения конкуренции.
Появление каких-то «других» там, где раньше были в основном «мы», требует времени на привыкание и урегулирование норм взаимодействия. Исследования показывают, что население тревожит не факт наличия мигрантов, а скорость их прибывания, увеличение доли этих других среди популяции.
Когда вы станете работодателем (предпринимателем или руководителем) или у вас будет возможность влиять на их решения, то там, где есть конкуренция, вам пригодятся следующие правила.
Чего делать нельзя, так это:
· нельзя занимать протекционистскуюпозицию (покровительствовать) по отношению к одной из конкурирующих сторон – это лишь поднимает первобытную энергию, усиливает конфронтацию. Когда коррумпированный полицейский покровительствует одной стороне (которая ему заплатила), это воспринимается не только как предательство со стороны «своих», но и как проявление опасности «чужих».
· нельзя искусственно изолировать стороны – «разводить по углам», как детей. Сидя по углам, они накапливают агрессивность.
· нельзя замалчивать, игнорировать растущее напряжение…
Слайд 92
Что делать предпочтительнее, так это:
· стимулировать сотрудничество и партнерство между различными социальными группами, склонными к конфронтации
· дать сторонам выговориться, помочь понять друг друга,
· вырабатывать единые правила конкуренции (лучше в ходе диалога) – это и есть идеологическая работа, которая практически отсутствует в новой России.
· регламентировать доступ к ограниченным ресурсам: квоты, нормы, правила…