Сам в себе борец за конфликты

Перечислим ряд особенностей, на которые мы почти не обращаем внимание, но которые незаметно «подогревают» любого рода отношения – включая отношения межэтнические – до конфликтной атмосферы.

1. Языковые привычки.

Обобщения (иное название – генерализации):

Каждый с легкостью использует такие слова и выражения, как: «вечно у тебя», «вы совершенно не способны…», «и так постоянно», «вы всегда», «вы все», «совершенно», «всегда», «полностью», «абсолютно» и т.п.

Что же здесь «криминального»? А то что, во-первых, эти обобщения ложны по своей сути. Ложные, поскольку применяются к людям, ложные, потому что люди не настолько постоянны в своем поведении и качествах, чтобы подобное обобщение было справедливым. Действительно, трудно вообразить, чтобы было правдой такое:

· «вечно у тебя …все валится из рук» (…странные фантазии, …плохое настроение, …мы все виноваты и т.п.) – не вечно на самом деле, поскольку бывает по-всякому;

· «вы совершенно не способны…договариваться» (…радоваться, …думать здраво, …восхищаться прекрасным и т.п.) – да способен, пусть и не всегда;

· «и так постоянно …приходится тебя ждать» (…все печально, …ничего не получается и т.д.) – конечно, не постоянно, а с перерывами;

Во-вторых, подобные обобщения разрушительны по последствиям. Разрушительны, потому что порождают негативные чувства: гнев (если крайне несогласен), возмущение (если хочется спорить), обиду (если частично признает), безысходность (если согласится). Люди не хотят чувствовать себя «всегда», «полностью», «совершенно», если это сопряжено с негативной оценкой.

Слайд 80

Если использовать обобщения в нейтральном контексте, это часто порождает напряжение в отношениях, если обобщения употребить на фоне напряжения, возникает тенденция перехода отношений в конфликт, если же эти обобщения используются уже в конфликте – бытовом или этническом, – это будет способствовать его раздуванию. Потому что генерализованный негатив воспринимается как оскорбление или осуждение. Более того, генерализация не оставляет шанса к изменению, вешает ярлык, загоняет в безвыходность.

Слайд 81

На случай, если ложные обобщения употребляет ваш партнер, дабы не напрягать отношения, можно в качестве контрмер применять вопросы. Например, так:

«Вечно у тебя» – Сколько раз это случалось? И что, ни разу не было нормально?

«Вы все» – Сколько человек вы знаете? И это называется «все»?

«Вы совершенно не способны…» – Как вы это определили? По каким признакам это можно определить?

В принципе, это нетрудно, просто непривычно. Начните это делать ежедневно и навык придет быстро. Но только без фанатизма! Если перегнуть палку, то она сломается, если превысите меру терпения, ваш партнер может не выдержать такой атаки – и тогда конфликт будет еще ближе.

Слайд 82

Избыточные долженствования:

Это высказывания, в которых используются предписания типа «должен», «обязан», «надо» и т.п. Это тоже крайне привычные средства языкового воздействия, широко используемые населением в нашей стране.

«Вы должны» – воспринимается как навязывание человеку обязательств, о которых он до этого и не подозревал.

«Ты обязан» – прямое моральное принуждение, не дающее возможности уклониться.

«Вам надо» –предписание действий или навязывание желаний.

Могут быть и иные формы высказываний, дополненные принуждающей или навязывающей интонацией. Все они воспринимаются как давление, как принуждение или навязывание. Вы может быть удивитесь: «Так мы всегда говорим «должен»!» Действительно, вы неосознанно (и ненамеренно) оказываете давление на своего собеседника, а он – так же неосознанно – чувствует это принуждение и начинает сопротивляться вашему давлению. В этом как раз и проблема – мы даже не замечаем, что вступаем в непродуктивное противоборство. А потом удивляемся: «И почему он был так агрессивен!» Но это была естественная реакция сопротивления давлению и принуждению. Подчеркнем, что необходимости в подобном давлении нет, ведь – строго говоря – человек должен лишь в тех случаях, когда сам давал обещание или клятву. Поэтому вполне можно обойтись рекомендацией там, где используется принуждение. Прислушайтесь, в ходе наших бесед я ни разу не использовал прямого «должен», а всегда употреблял мягкую версию «следует», «хорошо бы», «будет правильно, если…».

Если оппонент употребляет выражения долженствования, то контрмеры будут теми же – вопросы:

«Вы должны» – «Это по закону, или в ваших представлениях?», «Когда это я успел взять на себя такое обязательство

 

 

2. Индивидуальные особенности.

Слайд 83-84

Есть такие черты характера и личностные черты, сочетание которых некоторые авторы («группа Беркли») склонны оценивать как потенциально конфликтных именно для этнических столкновений. В ценностном плане для них характерна общая тенденция неприятия всех чужих групп и предпочтения собственной группы. Эта тенденция дополняется рядом черт характера, таких как самомнение, эгоцентризм, неуступчивость, нетерпимость, негибкость.

В результате исследований ими был описан новый антропологический тип, условно названный авторитарной личностью, среди черт которой кроме неприятия чужих групп были выделены и другие характеристики:

· конвенциализм – приверженность традиционным социальным нормам;

· безоговорочное подчинение властям и авторитетам;

· авторитарная агрессия – поиск людей, нарушающих конвенциальные нормы, чтобы осудить, отвергнуть и наказать их;

· жесткость («толстокожесть»)– неприятие всего субъективного, исполненного фантазии, чувственного;

· стереотипность мышления и подверженность суевериям;

· силовое мышление и культ силы – мышление в жестких категориях типа сила–слабость, господство–подчинение, вождь–последователи и поддержка жестких методов властей;

· деструктивность и цинизм – общая враждебность, злобное отношение ко всему человеческому;

· подозрительность – предрасположенность к вере в заговоры и мрачное будущее человечества;

· сексуальное ханжество – склонность осуждать других за то, к чему есть склонность у самого человека.

Разумеется, было бы сильным упрощением считать, что всякий, у кого есть такое сочетание характеристик, обязательно будет фашистом или экстремистом. И наоборот, отсутствие этих качеств не гарантирует, что человек будет толерантным к другим этносам.

Мы приводим этот перечень для ориентировки: если у человека есть несколько из данных качеств, то с ним будет труднее справиться в конфликте. И самое главная задача этого списка. Если вы обнаруживаете в себе хотя бы некоторые из указанных качеств, вам предстоит немало потрудиться, чтобы суметь совладать с ними. Это позволит сократить вероятность конфликта с вашим участием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: