Схема анализа словосочетания

1) Определите тип словосочетания по структуре. Сложные и комбинированные словосо­четания представьте в виде простых. Далее анализируйте каждое простое словосочетание.

2) Установите тип словосочетания по частеречной принадлежностистержневого слова. Укажите тип синтаксической связи между главным и зависимым словом.

3) Назовитесемантические отношения между компонентами словосочетания.

3.Укажите, какими средствами выражается категория предикативности. По каким показателям вы установили: а) модальность (объективную, субъективную), б) синтаксическое время, в) синтаксическое лицо.

В лесу хорошо. Непогода, кажется, закончилась. Пойти бы по грибы! Люблю осенний лес. Мы давно не были на природе. Пошли завтра.

4. Определите, сколько синтаксических моделей содержат данные высказывания.

Алла пишет письмо. Художник ушел. Мама слушает концерт. Мне хорошо. Малышу весело. Братья пилят дрова. Дети гуляют. Мать любит дочь. Дочь любит мать. Отец спит.

5. Определите тему (данное) и рему (новое) в репликах персонажей из пьесы А.П. Чехова «Три сестры».

Вершинин: <…> Если не дают чаю, то давайте хоть пофилософствуем.

Тузенбах: Давайте. О чем?

Вершинин: О чем? Давайте помечтаем... Например, о той жизни, какая будет после нас, лет через двести-триста.

Тузенбах: Что же? После нас будут летать на воздушных шарах, изменятся пиджаки, откроют, может быть, шестое чувство и разовьют его, но жизнь останется все та же, жизнь трудная, полная тайн и счастливая.

Дополнительные задания (ДЗ+)

1. Сравните сочетания данных ниже слов. Подчеркните «третье лишнее», объясните сделанный вами выбор: а) два товарища, столб дыма, более удобный; б) человек высокого роста, хороший друг отца, крыша кирпичного дома.

2. Выявите структурные различия в предложениях русского и чешского языков. С каким из структурных типов имеет сходство английское предложение?

Отецстроитель. – Otec je stavitelem.

Брат – писатель. – Brat je spisovatelem.

Сестра – телефонистка. – Sestra je telefonistkou.

Тыстудент? – Jsistudentem?

Да, ястудент. – Ano, jsemstudentem.

 

Рекомендуемая литература

А) основная

Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия, 2005.

Симашко Т.В. Введение в языкознание: учебно-методическое пособие. Архангельск, 2013.

Б) дополнительная

Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2012.

Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2004.

В) Интернет ресурсы

http://www.philology.ru/linguistics1.htm

http://www.library.ru/2/catalogs/elibs

Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: