ПЗ № 2. Слова и фразеологизмы в синхронии и диахронии

План

1. Сходство и различие между словом и фразеологизмом (ФЕ), их значение и внутренняя форма, употребление в речи, случаи преобразования ФЕ.

2. Понятие об устаревших и новых словах и фразеологизмах. Различие архаизмов и историзмов. Неологизмы и окказионализмы, их судьба в системе языка.

3. Семантическое поле, лексико-семантическая группа. Принципы идеографической группировки единиц. Особенности терминологических систем. См. уч. Т.И. Вендиной на стр.146–155. Синонимы и антонимы слов и ФЕ.

4. Различие слов и ФЕ по происхождению, по сфере употребления, характеру функциони­рования по сфере употребления и по эмоционально-оценочной окрашенности.

5. Многозначные слова, типы переносных значений (метафора, метонимия, синекдоха).

6. Отличие омонимов от многозначных слов, типы омонимов.

7. Обогащение словарного состава за счет собственных ресурсов и за счет других языков.

 

Практические задания

(выполнить письменно дома, проверка в аудитории)

1. Определите количество слов во фразе, взятой из стихотворения А.С. Пушкина. Свой ответ обоснуйте.

Ворон к ворону летит,

Ворон ворону кричит.

2. Определите внутреннюю форму слов: боровик, весло, чернила, завтрак, масло, кольцо, толокно, свекор. Слова с неясной (утраченной) внутренней формой проверьте по этимологи­ческому словарю, выпишите сведения. Укажите выходные данные используемого словаря.

3. Подготовьте сообщение о внутренней форм (исходной базе) ФЕ и раскройте их происхождение. Дополнительно можно привлечь и другие ФЕ. При выполнении задания пользуйтесь фразеологическими словарями (ссылка на словарь обязательна).

Ахиллесова пята, бабушка надвое сказала, в розовом цвете (свете), какна грех, не по нутру, строить куры, хоть трава не расти, турусы на колесах.

4. Разграничьте архаизмы и историзмы. Определите значение каждого слова, в случае затруднения обращайтесь к этимологическому словарю. Подберите синонимы к архаизмам. Можно ли это сделать по отношению к историзмам? Почему?

Лепота, десница, денница, стогна, стрелец, выя, алтын, мурза.

5. Самостоятельно обозначьте и составьте одну лексико-семантическую группу.

6. Составьте синонимические ряды слов со следующими доминантами: злой (человек), пасмурный (день).Определите типы синонимов (семантические, стилистические, семантико-стилистические). Подберите антонимы к указанным прилагательным.

7. Найдите слова, совпадающие фонетически и орфографически или только фонетически. Установите, как следует определить данные единицы: отдельные значения многозначного слова, лексические омонимы, омофоны, омоформы. Объясните их роль в тексте.

Журавлиные станицы

Гонит времени опала.

С тополей вблизи станицы

Желтая листва опала.

(Я. Козловский)

Разошлись (лучи) и снова стали

на Большой Медведице,

Двум полоскам белой стали

надо в небе встретиться.

(С. Кирсанов)

8. Определите понятия экзотизм, варваризм и интернационализм. Приведите по два примера на каждое явление.

 

Рекомендуемая литература

А) основная

Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия, 2005.

Симашко Т.В. Введение в языкознание: учебно-методическое пособие. Архангельск, 2013.

Б) дополнительная

Колесов В.В. История русского языка в рассказах. СПб.: Авалон; Азбука-классика, 2005, 2007.

Леденева В.В. Лексикография современного русского языка: практикум: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2008.

Мыркин В.Я. Введение в языкознание. Архангельск: ПГУ, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2012.

В) словари

Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / отв. ред. В.Н. Телия. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.

Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям писателей XVIII–XX вв. – М.: Дрофа. – 828 с.

Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. Т.1 – 4 (МАС). М.: Русский язык, 1981.

Шапошников А.К. Этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. М., 2010.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: