План
1. Сходство и различие между словом и фразеологизмом (ФЕ), их значение и внутренняя форма, употребление в речи, случаи преобразования ФЕ.
2. Понятие об устаревших и новых словах и фразеологизмах. Различие архаизмов и историзмов. Неологизмы и окказионализмы, их судьба в системе языка.
3. Семантическое поле, лексико-семантическая группа. Принципы идеографической группировки единиц. Особенности терминологических систем. См. уч. Т.И. Вендиной на стр.146–155. Синонимы и антонимы слов и ФЕ.
4. Различие слов и ФЕ по происхождению, по сфере употребления, характеру функционирования по сфере употребления и по эмоционально-оценочной окрашенности.
5. Многозначные слова, типы переносных значений (метафора, метонимия, синекдоха).
6. Отличие омонимов от многозначных слов, типы омонимов.
7. Обогащение словарного состава за счет собственных ресурсов и за счет других языков.
Практические задания
(выполнить письменно дома, проверка в аудитории)
1. Определите количество слов во фразе, взятой из стихотворения А.С. Пушкина. Свой ответ обоснуйте.
Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит.
2. Определите внутреннюю форму слов: боровик, весло, чернила, завтрак, масло, кольцо, толокно, свекор. Слова с неясной (утраченной) внутренней формой проверьте по этимологическому словарю, выпишите сведения. Укажите выходные данные используемого словаря.
3. Подготовьте сообщение о внутренней форм (исходной базе) ФЕ и раскройте их происхождение. Дополнительно можно привлечь и другие ФЕ. При выполнении задания пользуйтесь фразеологическими словарями (ссылка на словарь обязательна).
Ахиллесова пята, бабушка надвое сказала, в розовом цвете (свете), какна грех, не по нутру, строить куры, хоть трава не расти, турусы на колесах.
4. Разграничьте архаизмы и историзмы. Определите значение каждого слова, в случае затруднения обращайтесь к этимологическому словарю. Подберите синонимы к архаизмам. Можно ли это сделать по отношению к историзмам? Почему?
Лепота, десница, денница, стогна, стрелец, выя, алтын, мурза.
5. Самостоятельно обозначьте и составьте одну лексико-семантическую группу.
6. Составьте синонимические ряды слов со следующими доминантами: злой (человек), пасмурный (день).Определите типы синонимов (семантические, стилистические, семантико-стилистические). Подберите антонимы к указанным прилагательным.
7. Найдите слова, совпадающие фонетически и орфографически или только фонетически. Установите, как следует определить данные единицы: отдельные значения многозначного слова, лексические омонимы, омофоны, омоформы. Объясните их роль в тексте.
Журавлиные станицы
Гонит времени опала.
С тополей вблизи станицы
Желтая листва опала.
(Я. Козловский)
Разошлись (лучи) и снова стали
на Большой Медведице,
Двум полоскам белой стали
надо в небе встретиться.
(С. Кирсанов)
8. Определите понятия экзотизм, варваризм и интернационализм. Приведите по два примера на каждое явление.
Рекомендуемая литература
А) основная
Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия, 2005.
Симашко Т.В. Введение в языкознание: учебно-методическое пособие. Архангельск, 2013.
Б) дополнительная
Колесов В.В. История русского языка в рассказах. СПб.: Авалон; Азбука-классика, 2005, 2007.
Леденева В.В. Лексикография современного русского языка: практикум: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2008.
Мыркин В.Я. Введение в языкознание. Архангельск: ПГУ, 2005.
Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2012.
В) словари
Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / отв. ред. В.Н. Телия. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям писателей XVIII–XX вв. – М.: Дрофа. – 828 с.
Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой. Т.1 – 4 (МАС). М.: Русский язык, 1981.
Шапошников А.К. Этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. М., 2010.