double arrow

Что нужно сделать до зимней сессии?

ОЗО ИЯ, 1 курс

Татьяна Васильевна Симашко – профессор кафедры

общего и германского языкознания (ауд. 209; simashkotv@yandex.ru)

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЯЗЫКА. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Общий объем часов дисциплины – 108 часов

Аудиторная работа – 16 часов (6 ЛК + 10 ПЗ)

Выполнение КоР (одна, срок выполнения – до 20 декабря 2017)

График работы

Зимняя сессия: 4 час. ЛК + 2 часа Лекция-диалог + 8 час. ПЗ +Получить КоР и распределить по вариантам между студентами.

Летняя сессия: 2 часа ПЗ + КоР (10 мин.) + экзамен.

Примечание: ЛК = лекции, ПЗ = практические занятия, КоР = контрольная работа.

Уважаемые первокурсники!

Обратите, пожалуйста, внимание на соотношение объема часов, отведенных в целом на дисциплину (108 час.) и аудиторные занятия (16 час.). Это говорит о том, что значительный объем материала вам необходимо освоить самостоятельно. Что­бы разобраться во всех темах, потребуется много сил и времени. Но если вы хотите, чтобы обучение, как и результаты на экзамене, были успешными, то вам надо за­няться подготовкой сразу же после установочной сессии. С целью помочь вам в освоении вопросов курса, высылаю различные материалы и предлагаю график работы. Готовясь по темам, делайте для себя краткие (своими словами) записи. Это вам поможет потом в подготовке к экзамену.

Что нужно сделать до зимней сессии?

До зимней сессии надо подготовиться к лекциям и практическим занятиям.

1. Подготовка к ЛК № 1, № 2, № 3.

Советую вам прочитать материалы, данные в указанных далее модулях учебного пособия Т.В. Симашко «Введение в языкознание» (высылаю его компью­терный вариант в папке «Материалы для подготовки студентам»). Пособие написа­но для студентов очной формы обучения, поэтому на указанные в модуле часы можно не обращать внимания. В разделе каждого модуля есть

План, который включает ключевые (главные) вопросы темы;

Методические рекомендации, учебные материалы, в которых разъясня­ются некоторые сложные понятие, конкретизируются изучаемые вопросы и под­черкиваются те из них, которые особенно важно посмотреть в учебниках по данной дисциплине (советую вам заранее взять в библиотеке учебники);

Вопросы для самопроверки и задания – подумайте над ними. Проверьте сами себя. Если будут сомнения, можно их обсудить в зимнюю сессию.

Терминологический минимум – в этом разделе приводятся термины, опре­деление которых вам следует хорошо выучить. См. файл «Основные термины по курсу» (в папке «Мате­риалов…»).

Основная литература, Дополнительная литература – вы можете ис­пользовать любой учебник, независимо от того, в каком из списков он стоит (в основном или дополнительном).

Остальные модули построены аналогично. Обращаю ваше внимание на то, что сведения, данные по первому модулю, важны при подготовке к другим темам.

 

Из первого модуля особое внимание следует уделить следующим вопросам:

1. Общение как одна из разновидностей деятельности человека. Специфичес­кие черты речевой деятельности.

2. Внутренняя речь как механизм речемыслительной деятельности человека, ее основные черты.

3. Взаимосвязь внутренней и внешней речи (генетическая и функциональ­ная). Виды речевых действий.

4. Разграничение понятий языка и речи, их особенности и взаимосвязь.

5. Понятие о знаке. Особенности языка как знаковой системы в кругу других знаковых систем.

6. Структура языка. Отношения между единицами одного уровня и межуров­невые отношения. Деривационные отношения.

Подготовка по этим вопросам необходима, во-первых, потому, что часть из них будет обсуждаться на лекции и вы сможете принять в этом участие, во-вторых, если какой-то вопрос особенно был труден, то вы сможете его задать – устно или приготовить письменно, чтобы я смогла сориентироваться и помочь вам в этом разобраться. Это же относится и к тем вопросам, которые не будут обсуждаться на лекции.

 

Из второго модуля «Фонетический строй языков мира, аспекты его изуче­ния» надо подготовиться по вопросам, данным во второй и третьей темах данного модуля – «Производство и восприятие звука», «Акустический аспект изучения зву­ков речи»:

1. Роль центральной нервной системы в производстве и восприятии звуков речи.

2. Устройство речевого аппарата. Роль различных органов речи в производ­стве звуков.

3. Активные и пассивные органы речи.

4. Понятие об артикуляции, три фазы процесса артикуляции.

5. Определение звука речи с акустической точки зрения. Понятие тона и шума.

6. Количественные характеристики звуков, их лингвистическая интерпре­тация.

7. Тембр звука как индивидуальное качество его акустических признаков.

Из четвертого модуля «Лексический состав языка, аспекты изучения.Морфемика и словообразование» познакомьтесь с материалом по следующим вопросам:

1. Три стороны слова (по учению А.А. Потебни);

2. Структура значения слова.

3. Семантическая структура многозначного слова.

4. Грамматическое значение слова.

5. Грамматические значения и грамматические категории.

6. Способы и средства выражения грамматического значения.

 

Надеюсь, что вы постараетесь разобраться с названными вопросами. В этом случае вы сможете лучше воспринимать рассматриваемые вопросы. А это значит, что будет возможность рассмотреть больше сложных случаев. Поэтому сказанное в ваших интересах.

Третья лекция в зимнюю сессию – особая, в ней вы должны принять более активное участие. Это лекция-диалог, а значит, необходимо до зимней сессии выполнить пись­менно все задания, данные в плане, так как вам придется участвовать на занятии в рассмотрении всех вопросов. Чтобы подготовиться к этой теме прочитайте материал модуля 6. Язык и общество. Однако этого недостаточно. При подго­товке необходимо использовать один из учебников, предложенных в плане, а также три файла в папке «Материалы…», название которых начинается словами «лекция-диалог».

 

2. Подготовка к ПЗ № 1, № 2, № 3,№ 4.

На зимней сессии будет четыре практических занятий. По каждой теме дан План, в котором обозначены ключевые теоретические вопросы, их надо освоить, а затем приступить к выполнению практических заданий. По всем вопросам под заголовком «Практические задания», как и указано в них, следует дать краткие письменные ответы. Выполняя эти задания, надо посмотреть файл «Схемы и образцы анализа». Если в нем приведены образцы того или иного анализа, то необходимо выполнять их строго по образцу. Это требование относится и к выполнению контрольной работы.

Предварительная подготовка по вопросам курса необходима еще и потому, чтобы вы могли бы выяснить те из них, которые трудно воспринимаются. Тем более что практических занятий в зимнюю сессию не будет, а контрольная работа (выдаваемая на дом) включает вопросы по всему курсу.

КоР содержит вопросы по всем разделам (см. тексты КоР в 20 вариантах – каждому студенту по одному). Вы ее должны не только представить к указанному сроку, но и быть готовыми обсудить со мной ее выполнение на экзамене.

 

В «Материалах…» представлено много, с моей точки зрения, полезных материалов. Посмотрите их все. Особо надо сказать о теме «Генеалогическая клас­сификация языков» (см. соответствующий файл). Там приведено распределение языков по семьям, для некоторых языков указаны группы, а для славянской и германской – подгруппы. Кроме того, приведена характеристика древних языков. Весь этот материал надо выучить на память. Не призываю зубрить – разберитесь, поймите, почитайте в учебнике, например, А.А. Реформатского. В список языков для запоминания входит незначительная часть из тех, которые известны на земле. В основном отобраны языки народов нашей страны, наших соседей и древние языке, оставившие заметный след в истории человечества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: