В соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера» функционирует Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС), которая решает одну из основных проблем государства и общества – создание гарантий безопасного проживания и деятельности населения на всей территории страны как в мирное, так и в военное время.
ГСЧС – это система органов государственного управления, сил и средств, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (ГО) и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС), включающая республиканские, территориальные, местные и объектовые органы повседневного управления по ЧС.
Основная цель ГСЧС – объединение усилий республиканских и местных органов исполнительной и распорядительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, обеспечения промышленной, пожарной и радиационной безопасности.
|
|
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций – аварийно-спасатель-ные и другие неотложные работы (АСиДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
ГСЧС базируется на нескольких постулатах:
· признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;
· соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;
· приоритет профилактической работе;
· комплексный подход при формировании системы, учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;
· построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей.
Основными задачами ГСЧС являются:
1) разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
3) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
|
|
4) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
5) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
6) подготовка населения к действиям в ЧС;
7) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
8) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
9) ликвидация ЧС;
10) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
11) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, участвующих в их ликвидации;
12) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
ГСЧС включает в себя все задачи по обеспечению природной и технической безопасности страны, в т. ч. функции ГО.
Организационно в состав ГСЧС входит комиссия по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), территориальные и отраслевые подсистемы, звенья, принадлежащие перечисленным структурам, и имеет четыре уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый.
Территориальные подсистемы ГСЧС создаются исполнительными и распорядительными органами областей и г. Минска для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в пределах их территорий, состоят из звеньев (район, город), соответствующих принятому в республике административно-территориальному делению.
Отраслевые подсистемы ГСЧС создаются министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, объединениями (учреждениями), подчиненными Правительству Республики Беларусь, для организации и осуществления работы по защите подведомственных организаций от ЧС.
Республиканский уровень включает: Совет Министров, республиканские органы государственного управления; учреждения, подчиненные Правительству РБ.
Территориальный уровень включает все области и г. Минск, их исполнительные и распорядительные органы.
Местный уровень – это территория района, города, районов в городе, их распорядительные и исполнительные органы.
Объектовый уровень – это объекты, отнесенные к категориям по ГО; объекты, размещенные в зоне опасного химического, радиационного заражения катастрофического затопления, объекты с численностью работающих не более 300 человек, территория организации, конкретного объекта.
Каждый уровень ГСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям, силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов.
Координирующими органами ГСЧС являются:
на республиканском уровне – Комиссия по ЧС при Совете Министров РБ и комиссии по ЧС республиканских органов государственного управления объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;
на территориальном уровне, охватывающем территорию области и г. Минска, – комиссии по ЧС при исполнительных и распорядительных органах областей и г. Минска;
на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), – комиссия по ЧС при исполнительных органах районов (городов);
на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, – комиссия по ЧС организации (объекта).
Комиссии по ЧС на республиканском, территориальном и местном уровнях возглавляют заместители соответствующих руководителей, на объектовом уровне – руководитель объекта.
Органами повседневного управления по ЧС являются:
· на республиканском уровне – Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), отделы (секторы) по ЧС республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных правительству РБ;
|
|
· на территориальном уровне – областные и Минское городское управления МЧС;
· на местном уровне – районные (городские) отделы по ЧС областных и Минского городского управлений МЧС;
· на объектовом уровне – структурные подразделения, организации (объекта) – отделы, секторы или отдельные работники, занимающиеся вопросами ЧС.
Руководство всей системой ГСЧС повседневно осуществляет Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧСрешением руководителя исполнительного и распорядительного органа, организации (объекта) в пределах конкретной территории области (г. Минска), района (города), организации (объекта) устанавливается один из следующих режимов функционирования ГСЧС:
режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизотий и эпифитотий:
режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
чрезвычайный режим – при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Для каждого режима устанавливается перечень мероприятий, которые организуются и осуществляются в подсистемах и звеньях ГСЧС.
В режиме повседневной деятельности:
· наблюдение за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих территориях;
· планирование и выполнение государственных программ по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защите населения, сокращению возможных потерь и ущерба от ЧС и по повышению устойчивости работы промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;
|
|
· совершенствование подготовки руководящего состава органов управления по ЧС, сил и средств системы ГСЧС к действиям в ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям в ЧС;
· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
· осуществление всех видов страхования.
В режиме повышенной готовности:
· принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев ГСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС и выработки предложений по ее нормализации;
· уточнение планов защиты населения и территорий от ЧС областей (районов) и планов ликвидации аварийных ситуаций в организациях;
· усиление дежурно-диспетчерской службы;
· усиление наблюдения за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности ЧС и их масштабов;
· принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;
· приведение в состояние готовности сил и средств системы ГСЧС, уточнение планов их действий и перемещение при необходимости в предполагаемый район ЧС.
В режиме чрезвычайной ситуации:
· введение в действие планов защиты населения и территорий от ЧС областей (районов) и планов ликвидации аварийных ситуаций в организациях;
· организация защиты населения;
· перемещение оперативных групп в район ЧС;
· организация ликвидации ЧС;
· определение границ зоны ЧС;
· организация работ по обеспечению устойчивого функционирования объектов, жизнеобеспечению пострадавшего населения;
· осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
Силы и средства ГСЧС
В состав сил и средств ГСЧС входят:
· силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС;
· силы и средства наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов.
Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС состоят:
·из органов и подразделений МЧС (1-й эшелон – готовность 30 с);
· территориальных и объектовых невоенизированных формирований ГО;
· организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения (в постоянной готовности);
· штатных аварийно-спасательных, аварийно-восстанови-тельных подразделений и формирований министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству РБ;
· учреждений ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия;
· территориальных и объектовых аварийно-спасательных формирований;
· специализированных подразделений, создаваемых на базе организаций строительного комплекса.
Аварийно-спасательные формирования должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не менее чем трех суток.
В мирное время ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов исполнительной власти (областей, г. Минска, районов), на территории которых сложились ЧС.
Непосредственное руководство ликвидацией последствий осуществляется соответствующей комиссией по ЧС.
Основу аварийно-спасательных сил ГСЧС образуют:
· пожарные аварийно-спасательные отряды (ПАСО) областных управлений МЧС-6;
· пожарные аварийно-спасательные части (ПАСЧ) МЧС-313;
· пожарные аварийно-спасательные посты (ПАСП) МЧС-518;
· аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения министерств (ведомств), территориальных подсистем.
На базе Республиканского отряда специального назначения (РОСН) МЧС в целях оперативного реагирования на ЧС за пределами Беларуси сформирован отряд корпуса сил СНГ.
На случай возникновения ЧС, связанных с терактами, создан мобильный отряд МЧС. Оба эти подразделения могут работать в автономном режиме и выдвигаются к месту ЧС за 4–6 ч.
Силы и средства наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов организационно входят в состав:
· Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды;
· Департамента по гидрометеорологии;
· Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС;
· институтов НАН Беларуси;
· Министерства здравоохранения;
· Государственной лесной охраны Министерства лесного хозяйства;
· ветеринарной службы и станции защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия (Минсельхозпрода);
· профильных научно-исследовательских организаций;
· подразделений, организаций (учреждений) сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК).
Задачами сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов являются:
1) сбор и анализ информации о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов;
2) представление необходимых данных в органы повседневного управления ГСЧС при угрозе и возникновении ЧС;
3) прогнозирование и наблюдение за возникновением и развитием стихийных природных явлений, гидрометеорологической и экологической обстановкой;
4) контроль за промышленной, экологической, радиационной и пожарной безопасностью, в том числе при строительстве, модернизации и реконструкции объектов;
5) проведение экологической экспертизы текущих и перспективных планов развития и размещения производительных сил, отраслей промышленности и их объектов;
6) контроль за использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов;
7) прогнозирование и оценка экологических и социальных последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф;
8) прогнозирование появления и развития эпизоотий и эпифитотий.