Особенности развития общения и речи детей с синдромом Дауна

Для более полного понимания особенностей развития речи и общения у детей с синдромом Дауна полезно сравнить этот про­цесс с развитием речи обычно развивающихся сверстников. Такое сравнение дает нам возможность как количественного, так и качественного анализа результатов. Ниже мы приводим табл. 2 и 3, из книги Сью Баркли «Тле оо\уп 5упс1гот Айисайопа! Тгазг 2000 Еаг1у Уеагс Оеуе1ортеги апо! ЕйисаНоп Гог 1пгат8 шзп оо\уп (0-5 уеагз)» СпШап ВЫ апс! РгапК Висклеу.

Примечание. Рабочие таблицы развития речи, помещенные в приложе­нии, составлены нами с использованием идей Сью Баркли

Одна из основных особенностей развития детей с синдромом Дауна - значительное отставание экспрессивной речи. Даже на фоне отста­вания в других областях развития активная речь оказывается самым слабым звеном. Помимо уменьшенного объема словаря наблюдается нарушение формирования грамматического строя.

Таблица 2

Этапы развития общения и речи детей от рождения до трех лет (норма)

 

Возраст Взаимодействие Словарь Грамматичес -кий строй Речь "
0-12 месяцев Плач, смех, контакт глаз Смотрят/наблю­дают, вокализиру ют, гулят, лепеч соблюдают оче­редность, привле кают внимание, используют жесть Понимают несколько слов /т,   Лепет, характер­ный для родного языка
12-24 месяца Вкладывают в ис­пользуемые слова определенный смысл Начинают говорить Первые 10-50-100 слов Соединяют два слова Начинают произ­носить согласные и гласные Произносят слова не вполне внятно
24- 36 месяцев Инициируют общение 300 слов Кол-во слов увеличи­вается на 25 в месяц 3-4 слова вместе, «телеграфная речь» Начало согласо­вания слов Начинают пра­вильно произно­сить звуки, уточ­няют их произ­ношение

Таблица 3

Типичные этапы развития общения и речи детей при синдроме Дауна от рождения до трех лет

 

Возраст Взаимодействие Словарь Граммати­ческий строй Речь
0-12 месяцев Контакт глазами, смех, плач Смотрят, наблю­дают Вокализиру­ют, гулят, лепеч соблюдают оче­редность Понимают несколько слов п,   Лепет, характер­ный для родного языка
12 -24 месяца Привлекают вни­мание, использу­ют жесты Вкла­дывают в жесты и слова определен­ный смысл Начинают использо­вать жесты и первые 10 слов   Начинают про­износить соглас­ные и гласные
24- 36 месяцев Инициируют общение 30 слов Понимание опережает активную речь Говорят вместе два слова Не вполне внятно произносят слова

Анализ данных, приведенных в таблицах, а также опыт рабо­ты с детьми с синдромом Дауна позволяют выделить сильные и слабые стороны развития, что помогает адекватно организовать систему работы по развитию речи.

Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна:

• понимание речи намного опережает развитие активной речи;

• зрительная память развита гораздо лучше слуховой;

• социальное и эмоциональное развитие является наиболее
сохранной сферой;

• нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;

• сниженный объем слуховой памяти требует многократных
повторений слов для их запоминания;

• сниженный тонус и особенности строения речевого аппара­
та создают дополнительные сложности для формирования четкого
звукопроизношения;

• отставание речи при отсутствии других форм общения (жес­
ты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особен­
но на социальную и когнитивную.


Выводы: формирование навыков невербального общения, как частичной и временной замены устной речи, помогает во многом избежать перечисленных проблем.

Организация и методика работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow