Для более полного понимания особенностей развития речи и общения у детей с синдромом Дауна полезно сравнить этот процесс с развитием речи обычно развивающихся сверстников. Такое сравнение дает нам возможность как количественного, так и качественного анализа результатов. Ниже мы приводим табл. 2 и 3, из книги Сью Баркли «Тле оо\уп 5упс1гот Айисайопа! Тгазг 2000 Еаг1у Уеагс Оеуе1ортеги апо! ЕйисаНоп Гог 1пгат8 шзп оо\уп (0-5 уеагз)» СпШап ВЫ апс! РгапК Висклеу.
Примечание. Рабочие таблицы развития речи, помещенные в приложении, составлены нами с использованием идей Сью Баркли
Одна из основных особенностей развития детей с синдромом Дауна - значительное отставание экспрессивной речи. Даже на фоне отставания в других областях развития активная речь оказывается самым слабым звеном. Помимо уменьшенного объема словаря наблюдается нарушение формирования грамматического строя.
Таблица 2
Этапы развития общения и речи детей от рождения до трех лет (норма)
Возраст | Взаимодействие | Словарь | Грамматичес -кий строй | Речь " |
0-12 месяцев | Плач, смех, контакт глаз Смотрят/наблюдают, вокализиру ют, гулят, лепеч соблюдают очередность, привле кают внимание, используют жесть | Понимают несколько слов /т, | Лепет, характерный для родного языка | |
12-24 месяца | Вкладывают в используемые слова определенный смысл | Начинают говорить Первые 10-50-100 слов | Соединяют два слова | Начинают произносить согласные и гласные Произносят слова не вполне внятно |
24- 36 месяцев | Инициируют общение | 300 слов Кол-во слов увеличивается на 25 в месяц | 3-4 слова вместе, «телеграфная речь» Начало согласования слов | Начинают правильно произносить звуки, уточняют их произношение |
Таблица 3
|
|
Типичные этапы развития общения и речи детей при синдроме Дауна от рождения до трех лет
Возраст | Взаимодействие | Словарь | Грамматический строй | Речь |
0-12 месяцев | Контакт глазами, смех, плач Смотрят, наблюдают Вокализируют, гулят, лепеч соблюдают очередность | Понимают несколько слов п, | Лепет, характерный для родного языка | |
12 -24 месяца | Привлекают внимание, используют жесты Вкладывают в жесты и слова определенный смысл | Начинают использовать жесты и первые 10 слов | Начинают произносить согласные и гласные | |
24- 36 месяцев | Инициируют общение | 30 слов Понимание опережает активную речь | Говорят вместе два слова | Не вполне внятно произносят слова |
Анализ данных, приведенных в таблицах, а также опыт работы с детьми с синдромом Дауна позволяют выделить сильные и слабые стороны развития, что помогает адекватно организовать систему работы по развитию речи.
|
|
Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна:
• понимание речи намного опережает развитие активной речи;
• зрительная память развита гораздо лучше слуховой;
• социальное и эмоциональное развитие является наиболее
сохранной сферой;
• нарушение речи может быть усилено нарушением слуха;
• сниженный объем слуховой памяти требует многократных
повторений слов для их запоминания;
• сниженный тонус и особенности строения речевого аппара
та создают дополнительные сложности для формирования четкого
звукопроизношения;
• отставание речи при отсутствии других форм общения (жес
ты, чтение) вторично влияет на другие сферы развития, особен
но на социальную и когнитивную.
Выводы: формирование навыков невербального общения, как частичной и временной замены устной речи, помогает во многом избежать перечисленных проблем.
Организация и методика работы