• Игра в мяч — обычно проводится уже на первом году обуче
ния и затем, постепенно усложняясь, включается в занятия на
всех годах обучения.
• Прятки — один из детей прячется за ширму, в большой
ящик, а остальные ищут или зовут его. Когда в ответ на зов
малыш появляется, все приветствуют его.
• Игра в лото «Подбери пару» или «У кого?» Дети сидят в
кругу, взрослые располагаются позади них и помогают малы
шам, если те не включаются в игру, организованную взрос
лым.
2.2. Формирование общения, развитие речи Этапы развития общения и речи ребенка в норме
Наблюдения за последовательностью процесса усвоения ребенком языка, проведенные А.Н. Гвоздевым, а также данные других специалистов (Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чир-киной, М.Ф. Фомичевой, А.И. Максаковым и др.), позволяют выделить следующие этапы развития экспрессивной и импрес-сивной речи.
Развитие экспрессивной речи можно выразить в виде последовательности:
- ГУЛЕНИЕМ ЛЕПЕТ^СЛОВА —» СЛОВОСОЧЕТАНИЯ -> ФРАЗОВАЯ РЕЧЬ-> СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
|
|
Исследователи у нас и за рубежом приводят разные количественные данные о росте словаря детей. Мы сочли возможным, не
останавливаясь на этом подробно, привести наиболее распространенные показатели.
От рождения до 8 недель: рефлекторный крик, неопределенные звуки.
От 2 до 5 - 7 месяцев: гуканье, гуление и смех.
От 5 - 6 месяцев (по данным А.И. Максакова с 3 — 4 мес.) до 1 года: появление и расцвет лепета. Появляется вокализация, напоминающая звуки родного языка. В этом возрасте ребенок начинает понимать обращенную речь.
От 9месяцев до полутора лет: активное общение с использованием невербальных средств. Сензитивный период для развития устной речи. К полутора годам в активном словаре ребенка в среднем от 2-3 до 10-20 слов. Возраст появления первых слов колеблется от 8 - 9 месяцев до 1года 2 месяцев.
От полутора до двух лет словарный запас достигает как минимум 50 слов. У ряда авторов встречаются данные о наличии в активном словаре ребенка от 200 до 300 слов. Появляется предложение из двух слов.
От двух до трех лет активный словарь ребенка быстро увеличивается, к трем годам он может насчитывать до 800 -1000 слов и включает в себя почти все части речи. Ребенок использует предложения из трех, четырех слов, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка.
Последовательность развития речи:
3—6месяцев: прислушивается к голосу взрослого.
6-10 месяцев: понимает и выполняет простые просьбы:
«Помаши ручкой, пока-пока», «Покажи, какой Вася большой» и т.д.
10 месяцев — полтора года: соотносит слова с предметами, действиями и их изображениями, по просьбе показывает нужное изображение на простой сюжетной картинке.
Полтора — два с половиной года: расширяется объем понимания слов, обозначающих действия, ребенок выполняет двухступенчатую инструкцию, начинает понимать значение предлогов.
2 года 6месяцев — 3 года: понимает простые сказки, вначале с зрительной опорой, а затем при устном предъявлении.