Другое игры, позволяющие формировать взаимодействие и общение детей

• Игра в мяч — обычно проводится уже на первом году обуче­
ния и затем, постепенно усложняясь, включается в занятия на
всех годах обучения.

• Прятки — один из детей прячется за ширму, в большой
ящик, а остальные ищут или зовут его. Когда в ответ на зов
малыш появляется, все приветствуют его.

• Игра в лото «Подбери пару» или «У кого?» Дети сидят в
кругу, взрослые располагаются позади них и помогают малы­
шам, если те не включаются в игру, организованную взрос­
лым.

2.2. Формирование общения, развитие речи Этапы развития общения и речи ребенка в норме

Наблюдения за последовательностью процесса усвоения ре­бенком языка, проведенные А.Н. Гвоздевым, а также данные других специалистов (Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чир-киной, М.Ф. Фомичевой, А.И. Максаковым и др.), позволяют выделить следующие этапы развития экспрессивной и импрес-сивной речи.

Развитие экспрессивной речи можно выразить в виде последовательности:

- ГУЛЕНИЕМ ЛЕПЕТ^СЛОВА —» СЛОВОСО­ЧЕТАНИЯ -> ФРАЗОВАЯ РЕЧЬ-> СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Исследователи у нас и за рубежом приводят разные количе­ственные данные о росте словаря детей. Мы сочли возможным, не


останавливаясь на этом подробно, привести наиболее распростра­ненные показатели.

От рождения до 8 недель: рефлекторный крик, неопределен­ные звуки.

От 2 до 5 - 7 месяцев: гуканье, гуление и смех.

От 5 - 6 месяцев (по данным А.И. Максакова с 3 — 4 мес.) до 1 года: появление и расцвет лепета. Появляется вокализация, напоминающая звуки родного языка. В этом возрасте ребенок на­чинает понимать обращенную речь.

От 9месяцев до полутора лет: активное общение с использо­ванием невербальных средств. Сензитивный период для развития устной речи. К полутора годам в активном словаре ребенка в сред­нем от 2-3 до 10-20 слов. Возраст появления первых слов колеб­лется от 8 - 9 месяцев до 1года 2 месяцев.

От полутора до двух лет словарный запас достигает как ми­нимум 50 слов. У ряда авторов встречаются данные о наличии в активном словаре ребенка от 200 до 300 слов. Появляется предло­жение из двух слов.

От двух до трех лет активный словарь ребенка быстро увели­чивается, к трем годам он может насчитывать до 800 -1000 слов и включает в себя почти все части речи. Ребенок использует пред­ложения из трех, четырех слов, овладевает элементарными грам­матическими навыками родного языка.

Последовательность развития речи:

3—6месяцев: прислушивается к голосу взрослого.

6-10 месяцев: понимает и выполняет простые просьбы:

«Помаши ручкой, пока-пока», «Покажи, какой Вася боль­шой» и т.д.

10 месяцев — полтора года: соотносит слова с предметами, действиями и их изображениями, по просьбе показывает нужное изображение на простой сюжетной картинке.

Полтора — два с половиной года: расширяется объем понима­ния слов, обозначающих действия, ребенок выполняет двухсту­пенчатую инструкцию, начинает понимать значение предлогов.

2 года 6месяцев — 3 года: понимает простые сказки, вначале с зрительной опорой, а затем при устном предъявлении.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: