Приведем ряд аргументов в пользу использования жестов в качестве начального этапа развития активной речи

• Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться
жестами гораздо раньше, чем говорить.

• Несмотря на хорошее понимание обращенной речи, практи­
чески у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание
экспрессивной речи.

• Наличие жестов дает детям возможность общаться, что из­
бавляет их от многих психологических проблем.

• Использование жестовой речи помогает родителям лучше по­
нимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.

• Знание жестов помогает детям точнее понимать значение
речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению
словаря.

• Наличие у детей возможности использовать средства обще­
ния, доступные им на раннем этапе, помогает предотвратить вто­
ричные нарушения развития.

По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшалось, для чего параллельно с использованием жестов ведется работа по вызыванию звуков, а также жесты с самого начала их использования обязательно сочетаются со звука­ми, слогами, словами в зависимости от возможностей ребенка.


ДПРР — это структурированная программа развития речи. Ориентируясь на этапы развития речи и интеллекта в норме, она рассчитана для детей с задержкой речевого развития. Эта програм­ма позволяет как определять уровень речевого развития, так и обучать. Ниже дано краткое представление о выделяемых уровнях фразовой речи. На адаптационных группах мы используем предло­жения первого и второго уровней сложности. Данная программа в основном рассчитана на формирование понимания речи, что являет­ся предпосылкой для развития коммуникативной деятельности.

Сложность предложений зависит от количества слов, влияющих на понимание (так называемые ключевые слова).

Й уровень

Оборудование: мишка и зайка. *

Варианты инструкций: «Дай зайку». «Дай мишку».

Примечание. Здесь и далее подчеркнуты слова, несущие информацию.

Й уровень

Оборудование: зайка, мишка, расческа, ложка. Варианты инструкций: «Причеши зайку». «Причеши миш­ ку», «Покорми зайку». «Покорми мишку».

Й уровень

Оборудование: зайка большой и зайка маленький, мочалка, полотенце

Инструкции типа: «Вытри лапки большому зайке».

Й уровень

Оборудование: зайки и мишки двух размеров, коробки двух цветов.

Инструкции типа: «Положи большого мишку в красную ко-

Усложнять предложения можно только после того, как ребенок будет легко справляться с предыдущим уровнем. Новый уровень да­ется на специальном занятии, а уже знакомый используется в быто­вых ситуациях.

Аналогичная работа проводится по картинкам и фотографиям.,


:< Уровни те же, только вместо выполнения действий
выбирает одну из предложенных картинок., ^

Й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест».
Инструкция: «Покажи, где мальчик ест» *

Й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест», «Мальчик причесывается».

Инструкции направлены на то, чтобы найти картинку «Маль­ чик ест».

Й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик надевает шапку», «Де­вочка надевает шапку», «Мальчик вешает шапку», «Мальчик на­девает куртку».

Инструкции направлены на то, чтобы найти: «Мальчик наде­вает куртку».

Й уровень

Предъявляются картинки: «Мальчик надевает синие ботин­ки», «Девочка надевает синие ботинки», «Мальчик чистит синие ботинки», «Мальчик надевает синие сапоги», «Мальчик надевает желтые ботинки».

Инструкция предошает найти картинку: «Мальчик надевает синие ботинки».

Работая над освоением каждого уровня, необходимо использо­вать предложения разных типов, слова в них должны выполнять разные функции. Например:

Принадлежность: «Помой папину тарелку».

Перемещение объекта: «Положи ложку(в,»коробку», «По­
ставь тарелку на стол». '•". * ' "

Передача предмета: «Дай мяч Коле».

Действие, совершаемое над субъектом или объектом: «При­
чеши папу», «Погладь куклу».

Вопросы: «Где стоит сумка?»

Отрицания: «Покажи девочку, которая не спит».


• СЛОВО — полное общеупотребительное слово;

• ЖЕСТ — в основном используются так называемые «ико-
нические» жесты, понятные для окружающих без специ­
альной подготовки и временно заменяющие устную речь;

• ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — служит образцом для повторе­
ния с учетом произносительных возможностей детей.

ДЕТИ, подражая педагогу, в доступной для них форме назы­вают предметы или действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: