• Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться
жестами гораздо раньше, чем говорить.
• Несмотря на хорошее понимание обращенной речи, практи
чески у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание
экспрессивной речи.
• Наличие жестов дает детям возможность общаться, что из
бавляет их от многих психологических проблем.
• Использование жестовой речи помогает родителям лучше по
нимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.
• Знание жестов помогает детям точнее понимать значение
речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению
словаря.
• Наличие у детей возможности использовать средства обще
ния, доступные им на раннем этапе, помогает предотвратить вто
ричные нарушения развития.
По мере накопления устного словаря использование жестов постепенно уменьшалось, для чего параллельно с использованием жестов ведется работа по вызыванию звуков, а также жесты с самого начала их использования обязательно сочетаются со звуками, слогами, словами в зависимости от возможностей ребенка.
|
|
ДПРР — это структурированная программа развития речи. Ориентируясь на этапы развития речи и интеллекта в норме, она рассчитана для детей с задержкой речевого развития. Эта программа позволяет как определять уровень речевого развития, так и обучать. Ниже дано краткое представление о выделяемых уровнях фразовой речи. На адаптационных группах мы используем предложения первого и второго уровней сложности. Данная программа в основном рассчитана на формирование понимания речи, что является предпосылкой для развития коммуникативной деятельности.
Сложность предложений зависит от количества слов, влияющих на понимание (так называемые ключевые слова).
Й уровень
Оборудование: мишка и зайка. *
Варианты инструкций: «Дай зайку». «Дай мишку».
Примечание. Здесь и далее подчеркнуты слова, несущие информацию.
Й уровень
Оборудование: зайка, мишка, расческа, ложка. Варианты инструкций: «Причеши зайку». «Причеши миш ку», «Покорми зайку». «Покорми мишку».
Й уровень
Оборудование: зайка большой и зайка маленький, мочалка, полотенце
Инструкции типа: «Вытри лапки большому зайке».
Й уровень
Оборудование: зайки и мишки двух размеров, коробки двух цветов.
Инструкции типа: «Положи большого мишку в красную ко-
Усложнять предложения можно только после того, как ребенок будет легко справляться с предыдущим уровнем. Новый уровень дается на специальном занятии, а уже знакомый используется в бытовых ситуациях.
Аналогичная работа проводится по картинкам и фотографиям.,
|
|
:< Уровни те же, только вместо выполнения действий
выбирает одну из предложенных картинок., ^
Й уровень
Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест».
Инструкция: «Покажи, где мальчик ест» *
Й уровень
Предъявляются картинки: «Мальчик ест», «Девочка ест», «Мальчик причесывается».
Инструкции направлены на то, чтобы найти картинку «Маль чик ест».
Й уровень
Предъявляются картинки: «Мальчик надевает шапку», «Девочка надевает шапку», «Мальчик вешает шапку», «Мальчик надевает куртку».
Инструкции направлены на то, чтобы найти: «Мальчик надевает куртку».
Й уровень
Предъявляются картинки: «Мальчик надевает синие ботинки», «Девочка надевает синие ботинки», «Мальчик чистит синие ботинки», «Мальчик надевает синие сапоги», «Мальчик надевает желтые ботинки».
Инструкция предошает найти картинку: «Мальчик надевает синие ботинки».
Работая над освоением каждого уровня, необходимо использовать предложения разных типов, слова в них должны выполнять разные функции. Например:
• Принадлежность: «Помой папину тарелку».
• Перемещение объекта: «Положи ложку(в,»коробку», «По
ставь тарелку на стол». '•". * ' "
• Передача предмета: «Дай мяч Коле».
• Действие, совершаемое над субъектом или объектом: «При
чеши папу», «Погладь куклу».
• Вопросы: «Где стоит сумка?»
• Отрицания: «Покажи девочку, которая не спит».
• СЛОВО — полное общеупотребительное слово;
• ЖЕСТ — в основном используются так называемые «ико-
нические» жесты, понятные для окружающих без специ
альной подготовки и временно заменяющие устную речь;
• ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ — служит образцом для повторе
ния с учетом произносительных возможностей детей.
ДЕТИ, подражая педагогу, в доступной для них форме называют предметы или действия.