• Развитие крупных движений у младенца начинается с
умения поднять, удержать и повернуть голову — всего
того, что зовется «контролем головы», — начинается с
головы, затем ребенок учится регулировать движения пле
чевого пояса.
• Развитие идет от средней линии тела к периферии. После
того как ребенок овладел движениями плечевого пояса,
он учится владеть плечевыми частями рук, затем пред
плечьями и только потом кистями и пальцами рук. Здесь
прослеживается постепенный переход от развития круп
ной к развитию мелкой моторики.
• Когда ребенок приобретает контроль за движениями рук,
начинается активное развитие движений поясничной час-
! ти тела, тазового пояса и ног.
• Осознанными изолированными движениями ребенок ов
ладевает позже, чем общими Например, чтобы нарисовать
округлую линию, ребенок сначала использует движение
всей руки, начиная с плечевого пояса, причем, при вни
мательном наблюдении мы можем заметить, что в движе
ние вовлечено все тело. При изолированном использова
нии вращения запястья тело практически неподвижно,
что делает движения более экономными и точными.
|
|
• Следующая закономерность состоит в том, что сначала
ребенок осваивает статичную позу, а потом - динамику в
этой позе Например, лишь научившись устойчиво стоять
на четвереньках, ребенок начнет ползать.
• В процессе формирования навыков крупной моторики зак
ладывается база для развития планирования. Начиная с
того момента, когда ребенок учится переходить из одной
позы в другую, каждое его движение состоит из цепочки
последовательных действий, выполнение которых требу
ет планирования на подсознательном уровне.
Мы помещаем здесь перечень навыков крупной моторики, сгруппировав их по фазам. Обычно появление навыков происхо-
дит в перечисленном нами порядке, однако последовательность может быть и иной. Как правило, ребенок должен овладеть всеми навыками в одной фазе, прежде чем перейти к следующей.
Фаза 1. С рождения до 8 месяцев
• Держит голову.
• Переворачивается. <>
• Сидит. '•'•
• Ползает.
• Садится из положения лежа.
Фаза 2. С 8 до 14 месяцев: *,«я
• Подтягивается, чтобы встать.
• Ходит, держась за мебель.
• Садится из положения стоя.
• Ходит.
• Взбирается вверх по лестнице, держась за перила.
'< Фаза 3. С14 до 24 месяцев
• Нагибается, чтобы взять предмет.
• Стоит на одной ноге.
• Поднимается и спускается по лестнице с помощью.
• Кидает мяч и бьет по нему ногой.
Фаза 4. С 24 до 36 месяцев
• Бегает.
• Залезает на возвышение.
• Прыгает на месте.
• Тащит или толкает игрушку на колесах.
• Катается на трехколесном велосипеде.