Развитие движений ребенка происходите соответствии с несколькими основными закономерностями

• Развитие крупных движений у младенца начинается с
умения поднять, удержать и повернуть голову — всего
того, что зовется «контролем головы», — начинается с
головы, затем ребенок учится регулировать движения пле­
чевого пояса.

• Развитие идет от средней линии тела к периферии. После
того как ребенок овладел движениями плечевого пояса,
он учится владеть плечевыми частями рук, затем пред­
плечьями и только потом кистями и пальцами рук. Здесь
прослеживается постепенный переход от развития круп­
ной к развитию мелкой моторики.

• Когда ребенок приобретает контроль за движениями рук,
начинается активное развитие движений поясничной час-

! ти тела, тазового пояса и ног.

• Осознанными изолированными движениями ребенок ов­
ладевает позже, чем общими Например, чтобы нарисовать
округлую линию, ребенок сначала использует движение
всей руки, начиная с плечевого пояса, причем, при вни­
мательном наблюдении мы можем заметить, что в движе­
ние вовлечено все тело. При изолированном использова­
нии вращения запястья тело практически неподвижно,
что делает движения более экономными и точными.

• Следующая закономерность состоит в том, что сначала
ребенок осваивает статичную позу, а потом - динамику в
этой позе Например, лишь научившись устойчиво стоять
на четвереньках, ребенок начнет ползать.

• В процессе формирования навыков крупной моторики зак­
ладывается база для развития планирования. Начиная с
того момента, когда ребенок учится переходить из одной
позы в другую, каждое его движение состоит из цепочки
последовательных действий, выполнение которых требу­
ет планирования на подсознательном уровне.

Мы помещаем здесь перечень навыков крупной моторики, сгруппировав их по фазам. Обычно появление навыков происхо-


дит в перечисленном нами порядке, однако последовательность может быть и иной. Как правило, ребенок должен овладеть всеми навыками в одной фазе, прежде чем перейти к следующей.

Фаза 1. С рождения до 8 месяцев

• Держит голову.

• Переворачивается. <>

• Сидит. '•'•

• Ползает.

• Садится из положения лежа.

Фаза 2. С 8 до 14 месяцев: *,«я

• Подтягивается, чтобы встать.

• Ходит, держась за мебель.

• Садится из положения стоя.

• Ходит.

• Взбирается вверх по лестнице, держась за перила.

'< Фаза 3. С14 до 24 месяцев

• Нагибается, чтобы взять предмет.

• Стоит на одной ноге.

• Поднимается и спускается по лестнице с помощью.

• Кидает мяч и бьет по нему ногой.

Фаза 4. С 24 до 36 месяцев

• Бегает.

• Залезает на возвышение.

• Прыгает на месте.

• Тащит или толкает игрушку на колесах.

• Катается на трехколесном велосипеде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow