1. Ответ ученика на уроке — это убеждающее выступление.
2. Информационная речь — это лекция, рассказ учителя.
3. Тост — это развлекательное выступление.
4. Речь на открытии нового учебного заведения — протокольно-этикетное выступление.
5. Речь на траурном митинге — это протокольно-этикетное выступление.
6. Анекдот для публики — это развлекательное выступление.
7. Речь с оценкой заслуг юбиляра — убеждающее выступление.
8. Речь с оценкой заслуг юбиляра — развлекательное выступление.
9. Доклад — всегда подготовленное выступление.
10. Сообщение — это краткое неподготовленное выступление.
11. Выступление — это подготовленное или неподготовленное сообщение.
12. Лекция строится по строгому плану.
13. Беседа эффективна в небольшой аудитории.
14. Лекции читаются в вузах (в сфере высшего образования).
15. В беседе слушатели отвечают по ходу на вопросы оратора.
16. Главную мысль надо сформулировать и повторить 2—3 раза.
17. Главная мысль не должна быть выражена оратором прямо, надо подвести к ней слушателей, но не формулировать вывод за них.
|
|
18. Заключительная фраза должна быть импровизационной.
19. Заключительная фраза должна быть заранее подготовлена и отрепетирована.
20. Заключительная фраза должна быть выделена интонационно.
21. Работающие в отличие от учащихся ценят в публичном выступлении краткость и четкое выделение главного.
22. В благожелательной аудитории эффективна нисходящая аргументация.
23. В благожелательной аудитории выводы надо формулировать эксплицитно.
24. В равнодушной аудитории нужно чаще обращаться к отдельным слушателям.
25. В равнодушной аудитории надо говорить с повышенной эмоциональностью.
26. Односторонняя аргументация — это аргументация только «за» или только «против».
27. Односторонняя аргументация — это аргументация только «за».
28. Контраргументация — это односторонняя аргументация.
29. Контраргументация — это двусторонняя аргументация.
Задание 3. Используя образец, напишите полный аргументирующий текст на тему «Нужна ли школьная форма», указав тезис, аргументы и иллюстрации, а также тип аудитории, на которую рассчитан Ваш текст.
Задание 4. Используя образец, составьте план проведения дебатов по указанной теме, разработав обе позиции.
ВАРИАНТ 4
Задание 1. Используя данные пословицы, сформулируйте законы речевого воздействия.
1. Слушай больше, а говори меньше.
2. Недолгая речь хороша, а долгая – поволока.
3. Ртом болезнь входит, а беда выходит.
4. Сказал красно – по избам пошло; а смолчится – себе пригодится.
5. Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
6. Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
7. Говори так, чтоб надолго стало.
8. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
9. Слово слово родит, третье само бежит.